Религия в современной германии и ее роль в жизни гражданского общества

Структура населения

Согласно данным переписи населения, на начало 2021 года в Германии проживает:

  1. чуть больше 13% подростков;
  2. 66,1% составляют люди от 15 до 65;
  3. 20% принадлежит взрослому поколению старше 65 лет.

То есть население Германии довольно молодое. Это отличные показатели для развитых стран, где здравоохранение и образование граждан находится на высоком уровне.

В ФРГ довольно молодое население: 66% людей в возрасте от 15 до 65 лет. Фото: unsplash.com

Продолжительность жизни

Продолжительность жизни в Германии самая высокая, если брать во внимание не только Европу, но и весь мир. Люди в этой стране живут в среднем до 80 лет

Хотя показатели немного разнятся в зависимости от половой принадлежности. Так, мужчины живут в среднем 77-78 лет, а женщины — 82,5.

Половое соотношение

Женщины лидируют и в этом вопросе, но не намного. Всего на 2%. Численность мужского населения составляет 41 062 818 (49%), а женского немного больше — 42 669 318 (51%).

Языки Германии

Официальным языком, который используется в документации, литературе и официальных выступлениях, является немецкий. На нем говорит 95% всего населения Республики. Но кроме него в Германии есть и диалекты, которые отличаются по территории распространения. Так, есть нижне-, средне-, верхненемецкие вариации.

К языкам национальных меньшинств относят датский, фризский, баварский, люксембургский, нижнесаксонский языки. Последний, к слову, Евросоюз официально признал в 1994 году.

Кроме этих официальных языков, в Германии также говорят на русском, английском, турецком, итальянском и на языках народов бывшей Югославии.

Уровень образованности

Говоря о Германии, невозможно не отметить высокий уровень образованности ее граждан. Страна входит в ТОП-5 лучших государств по образованию во всем мире. Но отметим, что большинство молодых немцев предпочитают не просиживать штаны за партами ВУЗов, а стремятся поступать в колледжи. Там дается базовое профессиональное образование, которое дает возможность сразу найти работу и стать независимым.

Немцы предпочитают получать сразу профессиональное образование в колледжах. Фото: unsplash.com

Привычки современных немцев

В деловой сфере принято рукопожатие, независимо от того, представители какого пола приветствуют друг друга. Только с родственниками немцы могут позволить себе “вольность” – объятия. В отличие от своих южных соседей, представители этой нации при встрече не целуются, а могут лишь прижаться щекой к щеке (но это касается лишь очень близких людей).

Кстати, есть в общении с немцами и ещё она интересная особенность, которая порой вызывает непонимание между ними и русскими. Если собеседник рассказывает вам забавную историю, не стоит смеяться. Да, это действительно так, иначе немец может решить, что вы не верите ему. Смеяться в Германии принято только в конце шуток, а вот реальные, пусть даже и весёлые рассказы, смеха вызывать не должны. Согласитесь, для нас это кажется несколько странным.

Ну а с кружкой пива нет народа счастливее немца

В Германии не принято стучать и, не дожидаясь ответа входить. По немецкому принципу, если в комнате(доме) отсутствует хозяин, то ответом станет тишина. Вероятно, это тоже проявление некой педантичности. Так что собираясь в гости или планируя нанести визит представителю какой-либо организации, помните, что немцы всегда дожидаются ответа на стук в дверь. Если на его действие реакции не последовало, значит, в помещении никого нет.

Немцы – своеобразный и необыкновенно яркий народ. Несмотря на внешнюю сдержанность, эти люди нередко руководствуются серьёзными амбициями, что показала нам история. Впрочем, в прошлом немцев есть периоды, забыть о которых хотели бы даже они сами. Стоит лишь пожелать этому упорному трудолюбивому народу не допускать прежних ошибок в дальнейшем и укреплять свою страну, которой немцы так гордятся.

Большинство немецких протестантов объединены в Евангелическую церковь Германии

Протестантская религия в Германии представлена Евангелической церковью в Германии или EKD. Она представляет собой объединение (унию) лютеранских и реформатских земельных Церквей Германии.

22

столько сегодня региональных протестантских церквей в Германии

На сегодняшний день количество её прихожан составляет 24 832 110 человек. Это конфедерация 22 региональных протестантских церквей, при этом она не может быть признана в церковью в теологическом понимании в связи с деноминационными различиями.

Тем не менее, в ЕЦГ церкви имеют полное единство в части проповеди и в богослужениях. Её штаб-квартира находится в Ганновере.


22 земельные Церкви. Синим обозначены лютеранские Церкви, пурпурным — юнионистские, красным — реформатские. Евангелическая церковь в Германии — это конфедерация 22-х протестантских земельных Церквей, которые имеют полное единство в части проповеди и в богослужениях. Фото: upload.wikimedia.org

Датой зарождения немецкого лютеранства считается 1517 год, при этом Германия является его родиной.

Деятельность сподвижника Мартина Лютера Меланхтона (лидера партии филиппистов) способствовала сближению немецких лютеран с немецкими кальвинистами, чему противилась партия гнесиолютеран.

Окончательное размежевание с католицизмом произошло после Тридентского собора.

В 1817 году путём объединения лютеранской церкви Пруссии с кальвинистскими общинами была образована Евангелическая церковь в Пруссии (Evangelische Kirche in Preußen) (с 1875 года — Евангелическая поместная церковь старых провинций Пруссии (Evangelische Landeskirche der älteren Provinzen Preußens).

Церковь старопрусской унии (Evangelische Kirche der altpreußischen Union)), несогласные с унией лютеране образовали Евангелическо-лютеранскую церковь Пруссии.

В Евангелической церкви Германии есть пасторы-женщины.

В июле 1933 года Немецкий евангелический церковный союз был реорганизован в Немецкую евангелическую церковь, была введена должность рейхсепископа (Reichsbischof). В августе 1945 года Немецкая евангелическая церковь преобразована в Евангелическую церковь Германии.

В 1969 году был образован Союз евангелических церквей Германской Демократической Республики (СЕЦ ГДР) из вышедших из ЕЦГ: В 1991 году СЕЦ ГДР самораспустился, а поместные церкви, входившие в него, вновь вошли в ЕЦГ.

Маргот Кессман, пастор. Церковь Евангелическая церковь Германии, Диоцез Евангелическо-лютеранская Церковь Ганновера. В ЕЦГ существует институт женщин-пасторов. Фото: upload.wikimedia.org

В наше время ЕЦГ представляет собой реформаторскую церковь. Так, например, в ней разрешено возводить гомосексуалистов в священнический сан. В 2007 году ЕЦГ приняла декларацию «Укрепление надежности и ответственности», в которой были одобрены однополые моногамные партнёрства.

В евангелической церкви нет обета безбрачия для священников, при этом вопрос о дозволенности священникам-гомосексуалистам вступать в однополые браки остается дискуссионным.

Кроме того, в Германии существует институт женского пастора. В настоящее время четыре женщины в должности епископов возглавляют земельные Церкви.

В настоящее время мусульмане признаны влиятельной религиозной группой в Германии

В результате волны трудовой миграции в Германию 1960-х – 1970-х годов, мусульмане стали заметной религиозной группой в Германии. Согласно официальной переписи населения, проведенной в 2011 году — 1,9 % населения Германии (около 1,5 млн человек) объявили себя мусульманами.

1,9%

или около 15 млн. граждан германии — мусульмане

Так как согласно законодательству ФРГ человек не обязан объявлять свою религиозную принадлежность, эта цифра может быть сильно занижена. Независимые оценки говорят о 4,3 миллиона германских мусульман (5.4 % населения). Большинство из них — граждане Германии.


Мечеть Вюнсдорф, в лагере для военнопленных Халбмондлагер — первая мечеть в Германии, построенная в 1915 году и снесённая в 1925-26 годах. Ислам в Германии появился из Османской империи. Фото: upload.wikimedia.org

Большинство германских мусульман имеют турецкое происхождение. Имеются также небольшие группы из Пакистана, стран бывшей Югославии, арабских стран, Ирана и Афганистана. Б

ольшинство мусульман живут в Берлине и крупных городах бывшей Западной Германии. В бывшей Восточной Германии мало мусульман из-за того, что до 1989 года в этом регионе отсутствовала трудовая миграция.

Большинство мусульман в Германии — сунниты (75 %), имеются так же шиитские (7 %) и ахмадийские (1 %) общины.

Ислам появился в германии вместе с османскими дипломатами и торговцами.

Первые мусульмане приехали в Германию в качестве дипломатов и торговцев в XVIII веке, когда между Османской империей и Германией были установлены дипломатические отношения.

В 1745 году король Фридрих II создал в прусской армии мусульманское подразделение, состоящее преимущественно из боснийцев, албанцев и татар. В 1798 году в Берлине было создано мусульманское кладбище. В настоящее время функционирует мусульманское кладбище, созданное в 1866 году.


Центральная мечеть Кёльна. Немцы протестуют протеев строительства в стране новых мечетей. Так протесты против строительства в 2007 году мечети в Кёльне вылились в массовые беспорядки. Фото: upload.wikimedia.org

В 1942 году, во время Второй Мировой Войны, был основан Исламский институт (Маахад аль-Ислям) известный в настоящее время как сейчас известно под названием Центральный Исламский Архивный Институт Германии(Zentralinstitut Islam-Archiv-Deutschland).

При этом после войны в ГДР, ислам, как и другие религии, подвергался преследованиям. В 1961 году власти Западной Германии пригласили иностранных рабочих (гастарбайтер), большинство из которых прибыло в Германию из сельского района в Юго-Восточной Анатолии (Турция).

После этого мусульманское население страны стало стремительно расти. Местное население выступает против строительства в Германии мечетей. Так, например, серьезный конфликт возник вокруг планов мусульман возвести большую мечеть в Кёльне в 2007 году.


Зачем нужна религия

Религия в современной Германии

 

В современной Германии, как и более столетия назад, большинство жителей исповедуют католицизм и протестантизм, однако также большой процент граждан этой страны считают себя атеистами. Постоянно увеличивающееся количество иммигрантов из восточной Европы, ближнего Востока и некоторых стран Азии и Африки также повлияло на религиозную ситуацию в Германии — в государстве значительно вырос процент людей, исповедующих ислам, буддизм и иудаизм. Если проанализировать религию Германии в процентном соотношении верующих разных конфессий, картина будет примерно следующей:

  • адепты Римско-католической церкви  — 37%
  • протестанты (евангелисты, баптисты и др.) — 35%
  • люди, считающие себя верующими, но не принадлежащие ни к одной конфессии и атеисты — 20%
  • мусульмане — 3.5%
  • адепты иудаизма — 0,4-0,5% 
  • верующие, исповедующие другие религии — прибл. 4%.

 

Интересно, что религия в Германии существенно зависит от территориального признака, так как в восточной части страны преобладает количество атеистов и агностиков, а в западной — христиан. Причина такому явлению кроется в исторических событиях, происшедших в ХХ веке, а именно — в оккупации восточной части Германии военными силами СССР. Когда после поражения во Второй мировой войне восточная часть Германии перешла под власть СССР и на этой территории была создана Германская Демократическая Республика (ГДР), здесь повсеместно насаждалась советская идеология, отличавшаяся нетерпимостью к религии. В ГДР в послевоенное время распространялась атеистическая идеология, поэтому немцы, живущие на этой территории, постепенно перенимали такое мировоззрение, отказываясь от веры.
 
Западная Германия, Федеративная Республика Германии (ФРГ) в послевоенное время не так зависела от внешних факторов, как ГДР, поэтому здесь сохранись и традиции, и религия Германии. После падения Берлинской стены, разделяющей ФРГ и ГДР, в 1989 году произошло объединение восточной и западной Германии, однако насаждение в ГДР атеизма на протяжении более 40 лет не прошло бесследно. Поэтому несмотря на тот факт, что с 1990 года ГДР вошла в состав ФРГ, значительная часть людей, проживающих на территории, бывшей оккупированной СССР, до сих пор являются сторонниками атеистического восприятия мира. 
 

Что касается людей, исповедующих ислам, иудаизм и религии востока, они в основном проживают в крупных городах Германии. Это объясняется тем, что большая часть этих людей являются иммигрантами, приехавшими из других стран в поисках лучшей жизни. Иммигранты селятся в больших городах, так как в них проще найти работу, поэтому закономерно, что сейчас во всех мегаполисах Германии есть общины выходцев из других государств, и члены этих общин соблюдают традиции своей родины и исповедуют традиционную для них религию.
 

Национальности Германии

В начале истории на древнегерманских землях жили этнические группы алеманнов, баваров, франков, саксонцев. Их потомки составляют 90% населения современной Республики. 10% — это представители других национальностей. Кто же еще кроме коренных немцев живет в этом государстве?

  1. Турки являются самой крупной диаспорой в Германии. Их проживает примерно 2,8 млн. Хотя еще 10 лет назад турков было 3,74 млн. Но они предпочитают жить «особняком». Они стараются не говорить по-немецки, не смотреть местное ТВ, у них даже свои СМИ.
  2. 2,2 млн человек — это поляки.
  3. 1,4 млн — выходцы из России. Кто-то переехал в качестве репатрианта, кто-то с целью воссоединить семью. Многие отправились поработать на время, но остались навсегда.
  4. Итальянцы, сербы и граждане Черногории занимают третью позицию. В общей сложности их насчитывается около миллиона.
  5. 1% занимают греки.

Как получить статус позднего переселенца и уехать в Германию?

Турецкая диаспора занимает второе место, после собственно немцев. Фото: unsplash.com

Народы ФРГ включают в себя также венгров, датчан, африканцев, американцев, австралийцев и жителей Океании.

Но картина может поменяться в любой момент. Причиной может стать миграция жителей Африки и Ближнего Востока в Европу, и в особенности в Германию. Люди, в большинстве случаев, бегут от войн, грабежей с целью получить достойную защиту. Но есть и те, кто честно жить не хочет. И немцев это пугает.

Ссылки [ править ]

  1. Перейти ↑ Annuario Pontificio 2012, p. 1127
  2. ^ Kirchenstatistik 2019 Deutsche Bischofskonferenz, получено 22. августа 2020 г.
  3. ^ Katholische Kirche в Deutschland — Statistische Daten 2019 (PDF), Deutsche Bischofskonferenz, извлекаться 22. Август 2020
  4. ^ «Церковная статистика PDF» . Архивировано из оригинального 02.06.2010 . Проверено 1 июля 2015 .
  5. Крейг Р. Уитни (28 декабря 1992 г.). «Церковный налог сокращает немецкую лоно» . Нью-Йорк Таймс .
  6. ^ Annuario Pontificio 2008 в президенте
  7. ^ Курт Hoppstädter и Hanswalter Herrmann (Publishers, Geschichtliche Landeskunde де Saarlandes, Книга 2:. Фон дер fränkischen Landnahme бис Цум Ausbruch дер französischen Revolution Selbstverlag де Historischen Vereins für умереть Saargegend е В., Саарбрюккен 1977, Pg 17/18.
  8. ^ a b Kurt Hoppstädter и HansWalter Herrmann (Publishers, Geschichtliche Landeskunde des Saarlandes, Книга 2: Von der fränkischen Landnahme bis zum Ausbruch der französischen Revolution. Selbstverlag des Historischen Vereins für die Saen
  9. ^ Saga знакомства Вига-Глум (Ch.26), Хакон Доброго Saga (гл.16), Saga Эгиля (гл. 65) и т.д.
  10. ^ Адам Бремена. Gesta Hammaburgensis Ecclesiae pontificium Книга IV . Гл.26–28.
  11. ^ Паркер, Джеффри (2008-10-01). «Кризис и катастрофа: пересмотр глобального кризиса семнадцатого века Джеффри Паркер Кризис и катастрофа» . Американский исторический обзор . 113 (4): 1053–1079. DOI10,1086 / ahr.113.4.1053 . ISSN 0002-8762 .
  12. ^ Дэвид Блэкборн, Марпинген: Явления Девы Марии в девятнадцатом веке Германия (НьюЙорк: Альфред Кнопф, 1994), 29.
  13. ^ Джонатан Спербер, Популярный католицизм в Германии девятнадцатого века (Принстон, Нью-Джерси: Принстон, 1984)
  14. Джеймс Кэрролл, МЕЧ КОНСТАНТИНА (Бостон: Houghton Mifflin Company, 2001), стр. 486.
  15. ^ Кларк, Кристофер (2006). Железное королевство: взлет и падение Пруссии, 1600–1947 . С.  568–576 .
  16. ^ Грю, Раймонд в: «Свобода и католическая церковь в Европе 19 века», Свобода и религия в 19 веке. Century, отредактированный Ричардом Хельмштадтером, Stanford University Press, 1997, ISBN 9780804730877 
  17. ^ Olsen, Гленн в: Поворот к трансцендентности. Роль религии в 21 веке. Столетие, Издательство Католического университета Америки, 2010, ISBN 9780813217406 
  18. ^ Иван Т. Беренд в: Экономическая история Европы 19-го века, Cambridge University Press, ISBN 978-1-107-03070-1 
  19. Ребекка Аяко Беннетт, Борьба за душу Германии: Католическая борьба за включение после объединения (Harvard UP 2012)
  20. ^ Священники Кевина Спайсера Гитлера (DeKalb: University of Northern Illinois Press, 2008), 30
  21. Спайсер, Сопротивление Третьему Рейху , 29.
  22. ^ Людвиг Фольк, кардинал фон Фаульхабер, 1917-1945 Том I (Майнц, 1975), 305-325.
  23. ^ Фаульхабер Архивы в Archiv де Erzbistums Munchen унд Фрайзинг
  24. ^ «Немецкие церкви и нацистское государство» . Проверено 18 апреля 2017 года .
  25. ^ Niels Sorrells, «духовные наследники Лютера сталкиваютсянеопределенным будущим, CHRISTIAN ВЕК, 20 марта 2007, 16
  26. ^ Pongratz-Липпитты, Криста (2004-06-26). «Католикентаг набирает 20 000». ПЛАНШЕТ . п. 26.
  27. ^ «Протестантская (только EKD) и католическая статистика Бундесленда 2009 г.)» . Проверено 18 апреля 2017 года .
  28. ^ Erzdiözese München: Nichtkatholiken Сеит 2010 в дер Mehrheit католикименьшинство в Archdioses Мюнхене: источник Австрийская католическая Newservice
  29. ^ «Deutsche Bischofskonferenz: Главная» . Проверено 18 апреля 2017 года .[ постоянная мертвая ссылка ]
  30. ^ «Ключевые показатели эффективности католической церкви 1990-2009» . Архивировано из оригинального 26 июня 2011 года . Проверено 18 апреля 2017 года .
  31. ^ См. Willkommen zum Adveniat-Blog, Adveniat Media Portal и т. Д.
  32. ^ «Католическая церковь в Германии потеряла 200 000 членов в прошлом году» . Католическое информационное агентство . 22 июля 2019 . Проверено 22 августа 2019 .
  33. ^ «Католическая церковь в Германии потеряла рекордное количество членов в прошлом году» . Католическое информационное агентство . 26 июня 2020 . Проверено 27 июня 2020 .
  34. ^ a b Мюллер, У. Мартин; Вензерски, Питер, «Жизнь в роскоши: экстравагантное поведение епископа вызывает бурю негодования», 23 августа 2013 г., Der Spiegel Online. http://www.spiegel.de/international/germany/german-bishop-of-limburg-triggers-uproar-with-luxurious-lifestyle-a-851707.html получено 6 декабря 2013 г.
  35. ^ http://www.spiegel.de/panorama/tebartz-van-elst-das-kostet-die-einrichtung-im-limburger-bischofssitz-a-927099.html
  36. ^ Б Католики недоверчивый“спешат покинуть церковь» . The Local: новости Германии на английском языке. 7 ноября 2013 . Проверено 6 декабря 2013 года .

Магия древних германцев

Тацит описывал в своих трудах многочисленные обряды лечебной и предохранительной магии восточных германцев. Например, они верили в целебные свойства деревьев и трав. Огонь, по версии германцев, был священным, обладал одновременно целительными и душевно-очистительными свойствами. Были и изощрённые методы лечения — например, протаскивание через дыру в земле.

Благоговейный страх испытывали перед колдунами и ведьмами. Сами боги в представлении восточных германцев были могущественными чародеями.

Гаданиями, которые получили широкое распространение, чаще занимались женщины. Высоким авторитетом пользовались прорицательницы. Они предсказывали будущее по полёту птиц, по поведению коней (преимущественно белых, выращенных в священных рощах). Популярным было гадание на исход битвы по внутренностям погибших воинов.

У восточных германцев был развит матриархат, женщин почитали, их советами не пренебрегали. Дар прорицания считался неотъемлемой частью каждой женщины. Ведуньи отправлялись на поле боя, где не только призывали удачу, но и учили детей, как воспринимать войну.

«Как рассказывают, неоднократно бывало, что их уже дрогнувшему и пришедшему в смятение войску не давали рассеяться женщины, неотступно молившие, ударяя себя в обнаженную грудь, не обрекать их на плен, мысль о котором, сколь бы его ни страшились для себя воины, для германцев еще нестерпимее, когда дело идет об их женах», — писал Тацит.

Многие жрецы древних германцев носили женские одеяния. В некоторых племенах они обладали столь сильным авторитетом, что не несли ответственности за свои поступки. В то же время вождей могли сместить за неудачный военный поход, за неурожай или даже за неблагополучие в быту, например, когда иссякал источник воды.

Война как основа социальной и политической жизни сформировала отдельный пласт культуры с характерным типом поведения. Оружие брали на любой праздник или застолье. Воин, потерявший щит, не допускался к общим собраниям, переставал считаться мужчиной и обрекался на вечный позор. После потери щита, пишет Тацит, воин обычно оканчивал жизнь самоубийством.

Известны ритуальные практики накануне сражения, например, «бардит». Перед столкновением два войска кричали друг на друга, по звучанию стараясь определить исход битвы. В этой «песне войны» было важным не просто перекричать противника, но как можно более синхронно создавать резкие нарастания и затихания гула. Для этого обряда даже приближали ко ртам щиты, чтобы голоса, отражаясь от них, звучали мощнее.

Лейпцигский совет

На Пасху (март) 1845 г. в Лейпциге собрался совет для обсуждения дел тела. Двадцать семь конгрегаций были представлены делегатами, из которых только два или максимум три были в духовном ранге. Совет приступил к работе под председательством профессора Вигарда, чтобы организовать систему доктрины и практики, которая должна была сформировать основу союза для всей Церкви. Библия была признана единственным мерилом веры, и ее толкование было предоставлено разуму, «проникнутому и вдохновленным» христианской идеей. Допускались только два таинства: крещение и Вечеря Господня. В вопросах ритуала каждой общине было предоставлено право воплощать в жизнь свои собственные взгляды. Каждая община должна была выбрать своего пастора и старейшин. Вопросы общего интереса были поручены руководству генерального совета, который собирался каждые пять лет, но решения этого совета должны были быть ратифицированы большинством конгрегаций, прежде чем они вступили в силу. Авторитет Папы не был признан.

Таким образом, конституция новой церкви была демократической и протестантской , но в некоторых отношениях немецкие католики пошли даже дальше, чем большинство протестантов, в либеральном направлении, поскольку они заявляли о полной религиозной свободе и заявляли, что их религия способна к развитию. и модификация по мере развития человеческого разума.

Были отменены исповедание грехов, индульгенции , канонизация и призывание святых , использование латинского языка в богослужении, запрет смешанных браков, иерархия духовенства и безбрачие священников. Ничего не было заявлено ни за, ни против чистилища.

Черский присутствовал на некоторых заседаниях Лейпцигского совета, но когда была принята формула, отчасти похожая на формулу Бреслау, он отказался подписать свою подпись, потому что божественность Христа была проигнорирована, и он и его прихожане по-прежнему предпочитали название «христиане-католики», которое они первоначально приняли.

Историческая справка

До III в. н.э. на территории Германии преобладали языческие культы. Жители земель, которые входили в Римскую империю, поклонялись и своим, и латинским божествам. Люди, которые жили на свободных территориях, исповедовали веру в скандинавских богов.

Начиная с IV в. на территорию Германии проникло христианство. К XI веку единую религию стала исповедовать большая часть населения страны.

В первой половине XVI столетия зародилось движение Реформации, которое во многом было спровоцировано злоупотреблением властью католическими епископами. На историческую сцену вышел бывший христианский богослов, доктор теологии и основоположник протестантизма Мартин Лютер.

Его письменные труды и яркие выступления способствовали началу кровавых религиозных войн. По их завершении в стране установилась относительная толерантность в отношении различных верований.

До 1918 года немцы исповедовали католичество, или протестантизм. После Первой мировой войны всем гражданам была гарантирована свобода вероисповедания.

После прихода к власти национал-социалистов в стране с одной стороны насаждался атеизм, с другой пропагандировались идеи неоязычества и мистицизма. Одновременно А. Гитлер пытался установить контроль над всеми церквями Германии.

В 1949 году, когда страна раскололась на ГДР и ФРГ, в отношении религии власти руководствовались заветами Веймарской республики. Поэтому сейчас в восточных регионах государства преобладает атеизм.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector