Мраморный дворец в санкт-петербурге

Легенды и предания

Как и все значительные архитектурные памятники, история Мраморного дворца окружена мифами. Одно из преданий гласит, что при закладке фундамента в него замуровали ящик, доверху набитый царскими монетами. Хотя точных сведений об этом нет, но слухи о таинственном ящике продолжают жить. Существует легенда о том, почему императрица отбирала подаренный Константину Павловичу дворец. Якобы за то, что тот, будучи 16-летним, стрелял из пушки живыми крысами, пугая свою юную жену. Одна из легенд повествует о потайной двери, через которую Екатерина проникала на свидание с Орловым, когда ещё шло возведение дворца.

Интерьеры и внутреннее убранство

Войдя во дворец, бросается в глаза шикарная мраморная Парадная лестница. Изначально друг напротив друга располагались пять окон в виде арок и пять зеркал такой же формы. Лестница построена в стиле Людовика XIV. Поднявшись по лестнице на следующий этаж можно было попасть в Белый зал для танцев и Золотой зал.

Обустроены залы в том же стиле, что и лестница. На потолок Белого двухсветного зала нанесена картина «Смерть похищает Поэта».

Покрытие пола декорировано перламутром. Рядом с Танцевальным залом находился большой Кабинет, который являлся воспроизведением кабинета Карла V в Бельгии. Там держалась целое собрание снаряжения рыцарей. На этом же этаже была Бильярдная.

На потолке был витраж из стекла, который служил освещением помещения.  Гостиная выполнена из саксонского фарфора. Каждый зал отличался стилем от ренессанса до рококо.

Пристройки были соединены с самим дворцом Курительной Турецкой комнатой и Галереей. В пристройках тоже были шикарно отделанные залы. Отдельно отметим Зимний сад, в котором стоял великолепный фонтан. Пройдя сквер можно попасть в Пименовскую галерею и насладиться скульптурами Пименова «Преображение Господне» и «Воскресение».

Далее следовала Елизаветинская зала, исполненная в барокко. Немного в стороне большая библиотека с дубовой мебелью и Театральный флигель.

На главной лестнице она установила шкуру медведя, некогда сраженного Александром II. Пименовскую галерею Юрьевская перестроила в церковь с иконостасом мужа. Предметы, связанные с его памятью позже были перевезены во Францию, а ещё позднее в Ниццу.

Во дворце установлено много скульптур. Здесь можно увидеть различные статуи, лепные украшения и кашпо. Ещё Николай Александрович Кушелев-Безбородко украсил интерьеры дворца огромной коллекцией картин. Позже их передали в Эрмитаж.

Достопримечательности рядом

Мраморный дворец располагается в центре города, так что он окружён множеством интересных достопримечательностей:

  • Совсем рядом находиться Марсово поле, на котором произошло немало исторических событий;
  • Неподалёку располагается Летний сад, в котором собрано множество скульптур, а также симпатичный Чайный Домик. Особенно красиво весной и летом;
  • Рядом — Михайловский сад, а по другую сторону – Русский музей;
  • Неподалеку расположился Всероссийский музей А. С. Пушкина.

Мраморный дворецпережил длинную и интересную историю, чудом сохранив в себе исторические интерьеры и некоторые части фасадов. Удивительное и во многом уникальное архитектурное строение поражает своей изысканностью и разнообразием материалов и фасадов.

Туристы со всего света съезжаются взглянуть на роскошь залов и богатство убранства. И не зря: исторических объектов остаётся всё меньше, ведь время берёт своё: необходимо стремиться застать эту первозданную красоту.

Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:

  • Найти и забронировать туры онлайн можно на Travelata и Onlinetours.
  • Забронировать и сравнить цены на отели можно на Hotellook. А апартаменты на Airbnb.
  • Выбрать самый дешевый авиабилет среди всех авиакомпаний можно на Aviasales, а ж/д билет на Poezd.
  • Найти экскурсии по всему миру на Tripster.
  • Купить страховку и не беспокоиться за свое здоровье на Cherehapa.
  • Арендовать машину, чтобы увидеть еще больше интересных мест, на Economybookings. Или байк на BikesBooking.
  • Заказать трансфер из аэропорта Kiwitaxi.

(Visited 1 068 times, 4 visits today)

Краткая история

В месте, где сейчас стоит Малый Мраморный дворец в Петербурге, в XVIII столетии, располагались прачечные императора и домики слуг при дворе. В 1770х годах территорией завладел князь Сергей Петрович Трубецкой. А ближе к концу XVIII столетия на территории нынешнего дворца был построен из камня 2-хэтажный дом. Построил его Д. Образцов.

Далее, в 30-40-х годах XIX столетия здание передано во владения графа А. Г. Кушелева-Безбородко, а в 1855 году достался по наследству его сыну, знаменитому коллекционеру художественных предметов, Николаю Александровичу. Николай являлся штаб-ротмистром в Кавалергардском полку.

С момента заселения Николая Константиновича, особняк стал называться Малым Мраморным дворцом. Мраморный из-за облицовки, а Малый – в связи с тем, что в центре города уже существовал Мраморный дворец.

Говорят, что князь Николай воровал из Мраморного дворца и его даже какой-то период времени держали арестованным в своём же имении. В 1874 году Александром II был заключён указ о болезни Николая Константиновича, вскоре после чего он был выслан из города.

После кончины Александра II, его наследник, Александр III исполнил желание родителя и выкупил дворец для вдовы умершего монарха, государыни Екатерины Долгорукой (Юрьевской). Усадьба обошлась в 600 тысяч рублей. Эти же деньги раньше были предложены французским посольством за Малый Мраморный дворец. Екатерина поселилась с детьми в особняке в 1881 году.

Внешнее и внутреннее убранство Мраморного дворца

Мраморный дворец построен в стиле раннего классицизма и отличается богатством внутренней отделки, которая должна была подчеркивать силу и мужественность его владельца.

Особую выразительность дворцу придает сочетание отделочных камней разного цвета и фактуры. 32 сорта мрамора, гранит, агаты пошли на внешнюю и внутреннюю отделку дворца. Белый мрамор был привезен из Италии – это было дешевле, чем транспортировать его из Сибири. Другие сорта мрамора добыты из каменоломен Карелии и Эстляндии, белый мрамор для скульптур – с островов Греческого архипелага, агаты – с Урала. Медная кровля была изготовлена в Сестрорецке и была настолько качественной, что прослужила без ремонта около 150 лет.

Цокольный этаж отделан розовым гранитом, который великолепно сочетается с гранитной набережной Невы. Верхние этажи облицованы сердобольским гранитом серого цвета. Портик сделан из розового тивдийского мрамора.

Мраморный дворец со стороны Невы

Толщина стен дворца составляет 1,5-2 метра. Общая высота здания – 22 метра, высота коринфского ордера верхних этажей – 12,5 метров.

Главный фасад дворца обращен в сторону сада, где прежде проходил Красный канал (впоследствии зарытый), соединявший Неву с Мойкой. Над входом во дворец написано: «Здание благодарности». Наверху – башенка с часами, по сторонам которой установлены фигуры Верность и Щедрость работы Ф.И.Шубина.

Башня с часами и статуи

Парадная лестница, по замыслу Ринальди, продолжала каменную отделку фасадов дворца. Её отличает сдержанность оформления. Статуи Утро, День, Вечер и Ночь символизируют детство, юность, зрелость и старость. Между II и III этажами установлены скульптуры Весеннего и Осеннего равноденствия. На потолке – панно немецкого живописца И.Криста «Суд Париса».

Парадная лестница

На первом этаже дворца располагались кухни, котельная, другие служебные помещения, а также церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Парадная лестница ведет на второй этаж, где находятся анфилады парадных залов: Лаковый зал, Царская гостиная («Собранный зал»), Галерея (Орловский зал), Китайский зал и Мраморный зал. За ними – личные покои Григория Орлова.

Лаковый зал отделан деревом. Его стены украшали деревянные резные панно, изображающие подвиги Александра Великого (ныне хранятся в Государственном Эрмитаже). Первоначально потолок украшал живописный плафон И.Криса «Суд Париса», впоследствии перенесенный на Парадную лестницу.

«Собранный зал» посвящен Екатерине Великой. Бархат стен украшен вензелями императрицы. Под резным балдахином с короной находится парадный портрет императрицы, перед которым установлен пьедестал с вазой, украшенной военными трофеями.

Картинная галерея расположена в юго-восточной части дворца. Здесь представлены 206 работ, среди которых – картины кисти Рембрандта, Тициана, Рафаэля. В портретной находился 91 портрет всех представителей дома Романовых и правящих европейских монархов того времени. Кроме того, здесь были конные портреты братьев Орловых.

Китайский зал был отделан в модном в то время стиле шинуазри и выполнял функции парадной столовой.

Мраморный зал – самое роскошное помещение Мраморного дворца. По проекту А.Ринальди он был односветным, был перестроен в двухсветный А.Брюлловым. Его стены отделаны различными сортами мрамора и украшены барельефами, первоначально изготовленными для Исаакиевского собора. Потолок украшает живописный плафон «Свадьба Амура и Психеи» работы С.Торелли.

Мраморный зал, фото из интернета

Другие, не менее интересные залы дворца — Белый зал, Греческая галерея, Дубовая галерея, Зимний сад. Кроме того, на втором этаже располагались жилые покои и служебные помещения, в числе которых были ванная, парная, зал для игры в мяч.

Парадная лестница

Интересные факты

По некоторым источникам известно, что первый набросок дворца сделала сама Екатерина.

В фундамент дворца был замурован ящик с золотыми монетами.

По легенде говорится, что со стороны Мраморного переулка есть потайная дверь, якобы через нее ходили на свидание граф Григорий Орлов и Екатерина.

Согласно указу от 20 декабря 1849 года Мраморный дворец именуется «Константиновским».

На территории дворца в 1883 году появился первый телефон.

В день открытия музея 1937 году 8 ноября у входа был установлен броневик, именного с него Ленин выступал в день прибытия в Петроград. В 1992 году броневик был отправлен в Артиллерийский музей.

Жизнь дворца после постройки

К сожалению, граф Григорий Орлов не дожил до окончания строительства дворца. Он умер 1783 году 13 апреля. После того как граф умер, Екатерина выкупила дворец у его наследников, и отдала в качестве подарка своему внуку Константину Павловичу.

Дворец пустовал около 10 лет, но после женитьбы Константин Павлович решил создать семейного гнездо на территории Мраморного дворца. Но недолго ему пришлось наслаждаться подарком Екатерины, так как он был выслан по ее же приказу за плохое поведение с женой.

С 1795 по 1796 года во дворце жил пленник Тадеуш Костюшко, он являлся лидером польских конфедератов. После смерти Екатерины, он был освобожден Павлом I. С 1797 по 1798 года дворец принадлежал бывшему польскому королю Станиславу Августу Понятовскому. Но в 1798 году после его смерти, Константин Павлович вернулся в свой дворец.

При Константине Павловиче, на территории дворца была открыта картинная галерея и большая библиотека. Можно смело сказать, что с его возращением дворец обрел новую жизнь.

В 1814 году Константина Павловича назначают наместником Царства Польского, и ему приходится покинуть Петербург. После его отъезда дворец перешел Придворной канцелярии.

1832 году 6 марта Николай І передал дворец своему второму сыну Константину Николаевичу. После пожара в Зимнем дворце 1837 года здесь хранились столовое серебро и иностранная библиотека.

1845 году 20 августа было решено начать перестройку Мраморного дворца. Проект перестройки принадлежал архитектору Александру Павловичу Брюллову. Было решено увеличить на один этаж перекрытие дворца. Затем рядом с Парадным кабинетом открыть библиотеку. И построить Большой зал, чтобы проводить концерты и музыкальные вечера. Также планировалось восстановить турецкие и греческие бани. Все, что было запланировано, было осуществлено в кратчайшие сроки, и уже в 1849 году 29 декабря Константин Николаевич со своей супругой въехали во дворец.

После смерти Константина Николаевича дворец перешел к его сыну Константину Константиновичу. С этого момента здесь часто проводились концерты и литературные вечера. Глобальных изменений при Константине Николаевиче с дворцом не происходило.

На территории Дворцового комплекса во время Первой мировой войны размещался госпиталь для раненных солдат. Несмотря на сложную ситуацию, вдова Константина Константиновича жила во дворце, но затем ей с детьми пришлось переехать в дом Жеребцова.

После окончания войны на территории дворца было размещено Министерство труда Временного правительства. Чтобы драгоценная коллекция художественных работ не пропала, ее перевезли в Эрмитаж. В разные времена здесь размещались различные учреждения. Так, например с 1919 по 1936 года здесь была Академия истории материальной культуры, Центральное бюро краеведения.

После того как академию закрыли, дворец бы передан Ленинградскому филиалу музея Владимира Ильича Ленина. По проекту Николая Евгеньевича Лансере, комплекс был перестроен. Была сохранена парадная лестница, а также знаменитый Мраморный зал. Музей открыл свои двери для посетителей 1937 году 8 ноября. В настоящее время на территории дворца проходят различные выставки, как местных, так и иностранных художников.

Этапы реставрации

Вначале реконструкции подверглись 4 парадных зала, где размещались экспонаты Музея В. И. Ленина (последние нашли своё место в других музеях). Опытные реставраторы постарались «воскресить» уникальный паркет Ринальди (из 15 пород дерева), выразительные лепные элементы декора морской тематики: якоря, дельфины, морские коньки, силуэты кораблей, которые воссоздавались по рисункам 19 в. Настоящим чудом реставрации можно назвать восстановление «зелёного» паркета из 7 пород дерева.

В Гостиной ввернули к жизни настенную живопись и полностью воскресили прежний облик интерьеров. В Знамённом зале воссоздали лепной декор свода, очистили от краски искусственный мрамор, заново уложили паркет в первозданном виде. Кропотливо сложные работы проводились в Ротонде по реконструкции каминов, очистке облицовки из искусственного мрамора на стенах, реставрации наборного паркета. Более 2 десятилетий длилась реставрация знаменитого сооружения, но работы продолжаются.

Интерьеры Мраморного дворца

Некоторые бывшие жилые и парадные интерьеры дворца выполнены в стиле эклектики и отличаются как разнообразием исторических стилей, так и материалов в отделке.

Парадная лестница

При входе в Мраморный дворец гостей встречает Парадная лестница, которая сохранила своё первоначальное убранство почти без изменений.

Отделка лестницы выполнена из различных сортов цветного мрамора. Напротив входа, на стене находится мраморный рельеф, изображающий архитектора А. Ринальди (мастер неизвестен).

Художественное убранство Парадной лестницы включает в себя скульптуры, выполненные из итальянского мрамора и установленные в нишах, а так же рельефные композиции на стенах третьего этажа и лепной декор перекрытия.

Мраморный зал

Ещё одним уникальным творением в стенах дворца является Мраморный зал, первоначальное убранство которого во многом сохранилось до наших дней.

Облицовка стен зала выполнена из различных сортов отечественного и итальянского мрамора. Пилястры выполнены из тивдийского мрамора с бронзовыми золочёными базами и капителями. Они опираются на тянущийся по периметру стен цоколь, разделенный филенками из зелёного итальянского мрамора, которые заполнены рельефными изображающими ваз с драпировками.

По периметру стен зала располагаются 14 круглых барельефов на тему «Жертвоприношений», выполенных скульптором Федором Шубиным в соавторстве с итальянским скульптором Антонио Валли.

На западной стене установлены два барельефа работы М. Козловского: «Возвращение Регула в Карфаген» и «Камилл избавляет Рим от Галлов».

Перекрытие зала украшает живописный плафон работы С. Торелли «Свадьба Купидона и Психеи».

Белый зал

В Белом зале, по его периметру, воссозданы фигуры русских витязей и скульптурные изображения двуглавых орлов, лепной декор перекрытия. Из золочёной бронзы воссозданы люстры и бра. Пол зала выложен наборным паркетом.

Белый зал также именуют «Двусветным» или «Готическим», из-за примененных при его оформлении элементов неоготического стиля.

Зимний сад

Зимний сад Мраморного дворца занимает пространство второго и третьего этажей.

Декоративные арки свода потолка сада опираются на чугунные колонны и полуколонны. Металлический потолок над третьим этажом имеет кессоны.

На восточной стене воссоздан небольшой балкон с изящной кованой решеткой.

В середине сада на мозаичном каменном полу размещен мраморный фонтан с тремя чашами.

В Цветнике находится воссозданный мраморный камин с зеркалом.

Цветник

Также в Мраморном дворце примечательны: греческая галерея, интерьеры личных апартаментов Великого князя Константина Константиновича (кабинет, музыкальная комната, гостиные, библиотека и приёмная) и т.д.

Что посмотреть в Мраморном дворце?

Главный вход в Мраморный дворец находится во дворе. Восточный фасад увенчан изящной часовой башней, щедро декорирован колоннами, пилястрами, барельефами с военной арматурой и аллегорическими фигурами. Медные оконные рамы 2-го этажа и балюстрады балконов сохранили позолоту конца XVIII века.

Парадная лестница, облицованная мрамором, и парадные залы Мраморного дворца более других помещений сохранили дух эпохи Екатерины II. Здесь удивительно всё: монолитные колонны и пилястры удивительно живописны, плафон «Суд Париса» и др.

Лайфхак: напомним, что именно на лестнице можно видеть единственное портретное изображение архитектора Антонио Ринальди. Все скульптуры на лестнице были созданы из итальянского мрамора Шубиным и ныне занимают свои исторические места.

Мраморный зал дворца сохранил своё убранство конца XVIII века. В нём Ринальди использовал сочетания разноцветных отечественных и итальянских мраморов. Выделяются исключительной белизной барельефы работы известного русского скульптора Козловского.

Дополняют декор удивительной красоты цветной наборный паркет XVIII века и живописный плафон мастера Торелли «Свадьба Амура и Психеи», написанный специально для Мраморного зала Мраморного дворца.

Великий князь Константин Константинович жил в созданных для него апартаментах на первом этаже Мраморного дворца, выходящих окнами на Миллионную улицу, художественные убранства, которых частично сохранились до наших дней. В настоящее время здесь развернута мемориальная экспозиция, посвящённая великому князю Константину Константиновичу — поэту серебряного века, писавшему под криптонимом «КР».

В Мраморном дворце также размещается постоянная экспозиция «Музея Людвига в Русском музее» — собрание немецких коллекционеров Петера и Ирене Людвиг, передавших в дар Русскому музею свою коллекцию, в которой представлены произведения отечественных и зарубежных художников второй половины XX века.

Экспозиции, развернутые в постоянно обновляемых и отреставрированных залах Мраморного дворца, отражают роль и место русского искусства в контексте мирового искусства, что позволяет лучше понять своеобразие национальных традиций и самобытность отечественных мастеров и, вместе с тем, ощутить традиционные общеевропейские корни.

Русский музей в Мраморном дворце

В стенах Мраморного дворца можно видеть некоторые восстановленные помещения и залы дворца.

— экспозиция «Музея Людвига в Русском музее» — собрание немецких коллекционеров Петера и Ирене Людвиг, передавших в дар Русскому музею свою коллекцию, в которой представлены произведения отечественных и зарубежных художников второй половины 20 века;

Экспозиция, рассказывающая о его жизни и творчестве, открыта в подлинных интерьерах кабинета и музыкальной гостиной Великого князя, который был последним владельцем Мраморного дворца;

— коллекция произведений искусства петербургских собирателей братьев Якова Александровича и Иосифа Александровича Ржевских.

Коллекция, включающая произведения живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, насчитывает 503 работы, половина из которых — живопись и графика второй половины 19 — начала 20 веков.

Архитектурные особенности

Мраморный дворец занимает целый квартал между рекой Невой и Миллионной улицей, кажется, что он вырос из гранита Невы. Серо-розовый гранит и стены здания перекликаются с цветом питерского неба. Здание отстроено в стиле раннего классицизма русской архитектуры второй половины XVIII века.

Внешнее строение дворца

Дворец имеет сложную форму. Главный вход – во дворе и обращен к саду. Над входом надпись: «Здание благодарности».

Восточный фасад увенчан изящной часовой башней, украшенной мраморными вазами. В ней находятся дворцовые куранты. Фасад щедро декорирован колоннами, пилястрами – вертикальными выступами в стене.

По сторонам расположены две мраморные аллегорические статуи «Щедрость» и «Верность» работы Ф.И. Шубина. Интерьеры дворца украшают более 40 работ этого архитектора. Парадный двор с юга и со стороны Невы ограничен кованой решеткой, размещенной на гранитных столбах с мраморными вазами.

В 1780 году в восточной части участка построили Служебный корпус, в котором находились конюшни, манеж, каретник, сенные сараи. На первом этаже располагались кухни, котельная, церковь, машина для подачи воды в парадные бани. На втором этаже – ванная, парная, зал для игры в мяч.

Западная часть, предназначенная для хозяйственных нужд, была закрыта лицевыми фасадами корпусов, расположенных на Миллионной улице.

На ограде, соединяющей служебный флигель с дворцом, – рельефные фризы «Служение лошади человеку».

Наружные фасады

Главная художественная ценность дворца – наружные фасады, отделанные природным камнем. Цокольный этаж облицован розово-красным тивдийским гранитом, который великолепно сочетается с гранитной набережной Невы. Два верхних этажа декорированы светло-серым гранитом.

Толщина стен дворца – 1,5-2метра. Высота здания от 12 до 22 метров. Колонны, выполненные из розового мрамора, ритмично чередуются с оконными проемами. Наличники окон изготовлены из серого рускеальского мрамора. Между окнами второго и третьего этажей – рельефные воздушные беломраморные гирлянды.

В архитектуре здания заметны черты барокко: изящная вычурная форма часовой башни, причудливый контур крыши, создаваемый ажурными вазами, сложная конфигурация парадной лестницы.

Для отделки фасадов и интерьеров использовали 32 сорта мрамора. Огромные глыбы камня доставляли по Неве из карьеров около Ладожского и Онежского озер. Белый мрамор везли из Италии.

Северные и южные фасады, обращенные на набережную Невы и Марсово поле, рассчитаны на восприятие с большого расстояния.

Ограждения балконов выполнены из мрамора с золочеными бронзовыми балясинами, невысокими фигурными столбиками в виде миниатюрных колонн. По всему периметру фасадов – вазы из серого доломита, прочного просвечивающегося камня со стеклянным блеском.

Мраморный дворец

Мраморный дворец возводился в 1768–1785 гг. по проекту архитектора А. Ринальди. По желанию первого владельца дворца Г.Г. Орлова, восхищавшегося талантом Ринальди, на стене напротив входа был установлен портрет зодчего.

Мраморный дворец известен, прежде всего, тем, что при облицовке стен и отделке архитектурных деталей впервые в строительной практике Петербурга был применен естественный камень. Насчитывают до семи сортов мрамора, преимущественно отечественных месторождений, открытых в 1760-х гг. по берегам Ладожского и Онежского озер. Необычным даже для европейской архитектуры было использование медных и железных оконных рам, на изготовление которых ушло 12 лет. По распоряжению императрицы крыша была покрыта медью, в связи с чем для производства нужного количества листовой меди на Сестрорецких оружейных заводах было создано особое производство. Мраморный дворец поражал современников своей роскошью, не случайно его называли огромной шкатулкой с драгоценностями.

Граф Григорий Орлов не жил во дворце ни дня. Он умер в 1783 г., когда окончательная отделка интерьеров дворца была еще не завершена.

В 1832 г. во владение дворцом вступил великий князь Константин Николаевич, второй сын императора Николая I, меценат и коллекционер. Многие живописные произведения из его коллекций находятся в собрании Русского музея. Великий князь увлекался музыкой и литературой. В Мраморном дворце проводились концерты с участием М.А. Балакирева, А.Г. Рубинштейна, Н.А. Римского-Корсакова, устраивались балы. На балу 1856 г. впервые в России выступал Иоганн Штраус.

В это время была предпринята капитальная реконструкция дворца. По проектам А.П. Брюллова были заново оформлены интерьеры залов Мраморного дворца, при этом  предпочтение отдавалось позднему ренессансу, готике, рококо.

В 1892–1915 гг. владельцем дворца был сын Константина Николаевича – Константин Константинович Романов, президент Российской Академии наук, известный поэт и переводчик произведений Гете, Шиллера, Шекспира. Во дворце сохранялась творческая атмосфера прошлых лет. Здесь бывали известные поэты, композиторы, государственные деятели. Наследники Константина Константиновича жили во дворце до 1917 г.

После революции в Мраморном дворце размещались Академия истории материальной культуры и Государственный музейный фонд.

В 1931 г. по решению советской власти медную кровлю дворца сняли и отправили на «нужды социалистической индустрии».

В 1937 г. в здании открыли Музей В.И. Ленина, перестроив жилые помещения по проекту архитектора Н.Е. Лансере. В годы существования музея декоративная отделка исторических интерьеров была скрыта или полностью утрачена. Переделки практически не затронули только Парадную лестницу и Мраморный зал, сохранившие, в основном, авторскую отделку А. Ринальди.

Тогда же перед главным фасадом был установлен броневик «Враг капитала».

В 1992 г. Мраморный дворец был передан Государственному Русскому музею. С этого времени ведутся исследовательские и реставрационные работы по воссозданию исторических интерьеров дворца. Место броневика заняла конная статуя Александра III работы П.П. Трубецкого, сохраненная Русским музеем после демонтажа памятника.

Императорские Дворцы Санкт- Петербурга

Дворцовая набережная 
(фактический адрес — Миллионная 5Б)

Мраморный Дворец(Константиновский)

Мраморный дворец  -одна из жемчужен Петербурга. Свое название он получил потому, что при его отделке были использованы 32 разноцветных сорта мрамора, которые свозили к месту строительства прямо по Неве. Строительство дворца, начатое в 1768 году, продолжалось 17 лет, до 1785 года. Екатерина Великая заказала Ринальди этот дворец для своего фаворита, графа Григория Орлова, однако бедный Орлов так и не смог там пожить — умер до окончания строительства. Екатерина в 1796 году дарит дворец своему второму внуку, Константину, но вскоре забирает его после того, как внучек палит в коридорах из пушек а жена, Анна Федоровна, вынуждена прятаться в вазу..Потом ненадолго дворец передали  тоже бывшему фавориту Екатерины, польскому королю Станиславу Понятовскому, тут он и умер, а позже тут держали лидера польского восстания Костюшко.Затем дворец вновь перешел к Константину Павловичу, вплоть до его отречения от престола, когда он снова перешел в казну.
В 1832 появляется новый хозяин, Великий князь Константин Николаевич, сын Императора Николая I. При нем была предпринята капитальная реконструкция дворца, порученная придворному архитектору А. Брюллову. А. Брюллов не имел выбора — реставрировать дворец или переделывать его: уже в 1830 году, несмотря на постоянные ремонтно-реставрационные работы, здание находилось в аварийном состоянии, а сохранившаяся отделка, вплоть до дверных полотен и паркета, была демонтирована. Архитектор не внес изменений в оформление фасадов здания и сохранил, в основном, планировку его помещений. По проектам А. Брюллова заново оформлялись интерьеры залов Мраморного дворца, при этом отдавалось предпочтение позднему Ренессансу, готике, рококо и классицизму. 29 декабря 1849 дворец официально именуется «Константиновским» и переходит в потомственное владение Константина Николаевича. В 1888 году владельцем дворца становится сын Константина Николаевича, Великий князь Константин Константинович. Он с семьей поселился на первом этаже, с окнами на Миллионную. Для него в 1880—1890-е годы создается на первом этаже ряд апартаментов: Английский кабинет, Готическая музыкальная гостиная, Нижняя библиотека. Константин Константинович — известный русский поэт Серебряного века, подписывавший свои произведения криптонимом «К.Р.», был и замечательным переводчиком произведений Гете, Шиллера, Шекспира.Мраморный дворец при Константине Константиновиче стал центром культурной жизни столицы: в его залах проходили музыкальные вечера, на которых собирался интеллектуальный цвет столицы, читались и обсуждались лучшие произведения иностранных и русских авторов, ставились спектакли, в которых принимали участие сам Константин Константинович, его жена, Великая княгиня Елизавета Маврикиевна, и их дети.  Во дворце свободно помещалась многочисленная семья Константина Константиновича а также его холостой брат, Великий князь Дмитрий Константинович. По сути он был последним хозяином дворца.

Дворцовая набережная. Первое слева здание — Мраморный дворец
 

Так была украшена флагами Дворцовая набережная при торжествнном  перезахоронении праха Императрицы Марии Феодоровны в сентябре 2006, слева — Мраморный дворец

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector