Архитектура мечети кул-шариф

Описание и история

С древних времен люди строили поселения, защищенные от неприятеля надежными стенами. Таково и сердце столицы Татарстана — Казанский Кремль. Здесь начиналась история Казани, летопись двух великих народов. Такие разные, они все же сумели создать единое культурное пространство. Внутри крепости сохранились до наших дней памятники архитектуры, напоминающие туристам о том, что мусульмане и православные способны наладить совместный мирный быт, который остается незыблемым на протяжении более четырех столетий.

Казань — древний город, стоящий на семи холмах. Он объединяет в себе культуры Востока и Запада. Археологические исследования свидетельствуют о том, что столица современного Татарстана начала формироваться еще в далеком Х веке. Изначально Кремлевский холм и его окрестности заселяли древние булгары. Стены сооружения были возведены с целью укрепления торгового поселения. Ученые до сих пор расходятся во мнениях по поводу датировки постройки цитадели. Одни полагают, что процесс начался в XII столетии, другие придерживаются мнения, что зодчие возводили стены в XV-XVI веках по приказу русского царя.

В промежутке между XIII до XV веками город был захвачен и разорен войсками Золотой Орды. Многие представители коренного населения покинули родную землю и впоследствии воздвигли новую столицу — Иске-Казань. В XIV веке по приказу булгарского правителя Хасана началось строительство крепости в том месте, где сейчас расположен музей-заповедник. Она служила княжеской резиденцией до XV века. Как только закончилось ордынское иго, было основано Казанское ханство, сердцем которого стала каменная крепость — кремль. Просуществовало новое государство почти до окончания XVI века.

В 1552 году Казань была захвачена русским царем. После сражения он, как и все постройки города, получил серьезные повреждения. По приказу царя зодчие из Пскова Постник Яковлев и Иван Барма приступили к восстановлению города и возведению новой крепости. Большая часть сооружений была изготовлена из дуба и лишь к концу XVII столетия деревянные стены заменили на каменные. Псковские архитекторы построили не только укрепления цитадели, но и православные церкви, храмы, соборы. В 1672 году кремль сильно пострадал от огня. После этого было принято решение восстанавливать поврежденные участки сооружения с помощью кирпичной кладки.

В XVIII веке российское правительство основало Казанскую губернию. В те времена были воздвигнуты Дворец губернатора (ныне резиденция Президента РТ) и Юнкерское училище. Но мирное время продлилось недолго. Уже в 1774 году Кремль Казани вновь служил оборонительным рубежом, защищавшим царские войска от пушечного обстрела, начатого повстанцами Емельяна Пугачева. В этот раз мятежному атаману не удалось проникнуть в крепость, но город он все же посетил, правда позднее, и уже как пленник, ожидавший отправки на казнь в одной из башен.

Современный архитектурный комплекс Кремля сложился к концу XIX века. После революции 1917 года были разрушены Преображенский собор, колокольня и соборный храм Спасского монастыря, колокольня Благовещенского собора. Жертвой воинствующих атеистов стали также Церковь Святой Варвары, Церковь Святых Иустинии и Киприана.

Во второй половине XX века активными темпами идет археологическое изучение территории Кремля под руководством известного казанского историка и археолога А. Х. Халикова. В 1960-е гг. была образована Татарская реставрационная мастерская, которой удалось остановить падение башни Сююмбике, отреставрировать губернаторский дворец и Дворцовую церковь. На территории Кремля находится двухэтажное здание резиденции Президента РТ в псевдовизантийском стиле, построенное еще в середине XIX века архитектором К. Тоном и бывшее когда-то Губернаторским дворцом. В 2005 году было закончено строительство самой известной в России и Европе мечети Кул Шариф.

Еще в 1970-х годах Казанский Кремль был местом, где проводились знаковые городские мероприятия. В те годы власти города устраивали возле кремлевских стен парусные регаты: советские спортсмены состязались за первые места близ Ленинской дамбы. Сегодня в белокаменных стенах казанской цитадели проходят различные фестивали, посвященные событиям, случившимся в памятные даты. Музей-заповедник посещают известные артисты и музыканты. В наши дни он стал символом единения татарского и русского народов. 

Описание и история

С древних времен люди строили поселения, защищенные от неприятеля надежными стенами. Таково и сердце столицы Татарстана — Казанский Кремль. Здесь начиналась история Казани, летопись двух великих народов. Такие разные, они все же сумели создать единое культурное пространство. Внутри крепости сохранились до наших дней памятники архитектуры, напоминающие туристам о том, что мусульмане и православные способны наладить совместный мирный быт, который остается незыблемым на протяжении более четырех столетий.

Казань — древний город, стоящий на семи холмах. Он объединяет в себе культуры Востока и Запада. Археологические исследования свидетельствуют о том, что столица современного Татарстана начала формироваться еще в далеком Х веке. Изначально Кремлевский холм и его окрестности заселяли древние булгары. Стены сооружения были возведены с целью укрепления торгового поселения. Ученые до сих пор расходятся во мнениях по поводу датировки постройки цитадели. Одни полагают, что процесс начался в XII столетии, другие придерживаются мнения, что зодчие возводили стены в XV-XVI веках по приказу русского царя.

В промежутке между XIII до XV веками город был захвачен и разорен войсками Золотой Орды. Многие представители коренного населения покинули родную землю и впоследствии воздвигли новую столицу — Иске-Казань. В XIV веке по приказу булгарского правителя Хасана началось строительство крепости в том месте, где сейчас расположен музей-заповедник. Она служила княжеской резиденцией до XV века. Как только закончилось ордынское иго, было основано Казанское ханство, сердцем которого стала каменная крепость — кремль. Просуществовало новое государство почти до окончания XVI века.

В 1552 году Казань была захвачена русским царем. После сражения он, как и все постройки города, получил серьезные повреждения. По приказу царя зодчие из Пскова Постник Яковлев и Иван Барма приступили к восстановлению города и возведению новой крепости. Большая часть сооружений была изготовлена из дуба и лишь к концу XVII столетия деревянные стены заменили на каменные. Псковские архитекторы построили не только укрепления цитадели, но и православные церкви, храмы, соборы. В 1672 году кремль сильно пострадал от огня. После этого было принято решение восстанавливать поврежденные участки сооружения с помощью кирпичной кладки.

В XVIII веке российское правительство основало Казанскую губернию. В те времена были воздвигнуты Дворец губернатора (ныне резиденция Президента РТ) и Юнкерское училище. Но мирное время продлилось недолго. Уже в 1774 году Кремль Казани вновь служил оборонительным рубежом, защищавшим царские войска от пушечного обстрела, начатого повстанцами Емельяна Пугачева. В этот раз мятежному атаману не удалось проникнуть в крепость, но город он все же посетил, правда позднее, и уже как пленник, ожидавший отправки на казнь в одной из башен.

Современный архитектурный комплекс Кремля сложился к концу XIX века. После революции 1917 года были разрушены Преображенский собор, колокольня и соборный храм Спасского монастыря, колокольня Благовещенского собора. Жертвой воинствующих атеистов стали также Церковь Святой Варвары, Церковь Святых Иустинии и Киприана.

Во второй половине XX века активными темпами идет археологическое изучение территории Кремля под руководством известного казанского историка и археолога А. Х. Халикова. В 1960-е гг. была образована Татарская реставрационная мастерская, которой удалось остановить падение башни Сююмбике, отреставрировать губернаторский дворец и Дворцовую церковь. На территории Кремля находится двухэтажное здание резиденции Президента РТ в псевдовизантийском стиле, построенное еще в середине XIX века архитектором К. Тоном и бывшее когда-то Губернаторским дворцом. В 2005 году было закончено строительство самой известной в России и Европе мечети Кул Шариф.

Еще в 1970-х годах Казанский Кремль был местом, где проводились знаковые городские мероприятия. В те годы власти города устраивали возле кремлевских стен парусные регаты: советские спортсмены состязались за первые места близ Ленинской дамбы. Сегодня в белокаменных стенах казанской цитадели проходят различные фестивали, посвященные событиям, случившимся в памятные даты. Музей-заповедник посещают известные артисты и музыканты. В наши дни он стал символом единения татарского и русского народов. 

Ханская Казань

В середине XV века, после распада Золотой Орды, Казань становится административным центром государства, получившего в исторической литературе название «Казанское ханство» и просуществовавшего с 1438 по 1552 годы.

К началу XV в. Казань уже представляла собой крупный торгово-ремесленный город. На ее территории располагались торговые районы и слободы, а также концентрировалось разнообразное ремесленное производство (кожевенное, ювелирное, гончарное, металлургическое и др.). Усилившаяся экономически и политически, Казань к середине XV века превратилась в самостоятельный региональный центр. Эти объективные причины во многом и определили выбор первых казанских ханов, сделавших ее своей столицей, а укрепленную крепость на холме — местом своего постоянного пребывания.

К моменту образования Казанского ханства укрепленная часть города находилась в пределах старой крепости. После образования ханства численность населения быстро увеличивается, осваиваются новые территории, растет количество жилых и общественных построек. Во второй половине XV — первой половине XVI века. Казанская крепость выходит за пределы прежних укреплений. Внутри крепости, где археологами зафиксированы следы 7 улиц, происходит уплотнение застройки, появляется ханский двор, строятся крупные кирпично-каменные здания. Это — Ханский дворец, Ханская мечеть, мечеть Кул-Шарифа, Ханские мавзолеи.

В городе жили ремесленники: металлурги, кузнецы, плотники, каменщики, кожевенники, ювелиры, гончары и др. В результате археологических исследований на территории кремля были обнаружены большие производственные помещения по изготовлению кожи и кожевенных изделий. В районе разрушенной Северо-Восточной башни кремля располагались металлургические (медеплавильные) горны.

Особое положение в государстве занимали зодчие, с творчеством которых связано великолепие города Казани. Многочисленные минареты каменных и деревянных мечетей словно подпирали небо; вокруг них располагались роскошные дворцы властителей государства. В архитектуре города слились местные строительные традиции булгарских времен и приемы приезжих мастеров из Турции и Италии. Следами былого величия являются многочисленные находки ажурных резных декоративных камней и надгробий, орнаменты гипсовых украшений внутреннего убранства зданий, многоцветные изразцы наружной мозаики.

В городе имелись мельницы. Во многих постройках обнаруживается большое количество обугленного зерна, что свидетельствует о существовании в городе ремесленников, занимающихся обмолотом зерна и выпечкой хлеба.

Культура Казанского ханства основывалась на многовековых мусульманских традициях, закрепившихся в сознании многих народов Урало-Поволжья еще с эпохи Волжской Булгарии. Она вбирала в себя народную и профессиональную, письменную культуру. Это находило отражение в произведениях многочисленных булгарских и золотоордынских ученых и поэтов — Кул Гали, Ходжа Ахмед Булгари, Сулейман ибн Дауд Сувари. К сожалению, многое из их наследия оказалось безвозвратно утраченным.

Ханская Казань представляла собой крупный торговый и ремесленный средневековый город с высоким уровнем развития культуры и просвещения, где мирно сосуществовали представители различных народов и религий.

Интересные факты о мечети

Существует несколько увлекательных фактов об этой достопримечательности:

  1. Достопримечательность составляет не одно сплошное здание, а большой комплекс. Центральный купол достигает высоты около 39 метров.
  2. Считалось и считается, что Кул Шариф — самая большая мечеть в Европе, но на данный момент она таковой не является.
  3. В библиотеке находится книга со вписанными именами каждого, кто пожертвовал деньги на восстановление достопримечательности.
  4. Купол напоминает шапку.
  5. Музей, размещенный в двух залах, был открыт через год после официального открытия комплекса, в 2006 году.
  6. Оформление потолка сделано художниками Татарстана на холстах, которые по окончании поднимали к потолку.
  7. В мечети Кул Шариф можно проводить никах — исламское бракосочетание по шариату. В связи с ростом популярности проведения никаха в стенах здания рекомендуется выбрать дату как минимум за 3 месяца до события.

История первоначальной мечети и амира Кул Шарифа

«Руководитель Долины» или «Предводитель Колена (Рода)» – именно так переводится арабско-татарское понятие «Кул-Шариф». И так на самом деле звали религиозного деятеля Казанского ханства, проживавшего во времена покорения этого государства Москвой и возглавлявшего его оборону (как мы знаем, тщетную).

3D-панорама Голубой мечети

В описываемый период времени Кул-Шариф являлся верховным имамом казанских татар. Он относился к роду сейидов (потомков пророка Мухаммеда). Исследователи считают: именно к крымской династии.

Стоит уделить внимание минаретному храму, место которого с 1996 г. начал занимать строящийся комплекс соборной (джума) мечети

Дело в том, что исконное помещение для отправления культа было возведено еще в годы жизни Кул-Шарифа.

Оно носило иное название и считалось в те времена архитектурной доминантой всего Казанского Кремля. А располагалось в западной части. Судя по старинным изображениям, тогдашний «Дом Бога» имел много башен.

В основном, нынешнее сооружение копирует свою предтечу. Но рисунки путешественников очень смутные. И проектировщики многое додумывали сами. В частности, непонятно – 6 или 8 минаретов было у старой мечети. Дело в том, что в тогдашнем ханстве имелось 8 провинций. Элементы декора тоже так и остались тайной.

Последней страницей биографии храма-оригинала явился пожар, случившийся во время прорыва московских войск внутрь города. В неравной схватке погибли и мечеть, и амир, в честь которого и был назван сегодняшний архитектурный ансамбль.

Наименование нынешней джумы – дань памяти этому самоотверженному человеку, мудро разрешавшему многие споры, политические и религиозные разногласия. Кул Шариф считается «великим героем», а один востоковед считает его автором эпического произведения «Зафернаме и вилайет-и Казан», посвященного истории развития ханства. Сейида Кул Шарифа убили, когда он находился на крыше собора, а тело столкнули вниз.

Читайте в тему — мечеть Ирек в Казани

Указ о возведении новой мечети был подписан еще в 1995 г. – лично президентом Шаймиевым. Проект был отобран в результате конкурса среди архитекторов. Победила совместная работа группы из четырех специалистов – Латыпова, Саттарова, Сайфуллина и Сафронова.

Фото: https://nat-geo.ru/

Строительство стартовало через несколько месяцев подготовительного цикла. А спустя 10 лет комплекс был полностью завершен. Открытие мечети Кул-Шариф в Казани прошло в рамках празднования тысячелетия города. Оно традиционно проходит 24 июня. 400 млн. рублей – как раз столько было потрачено на возведение комплекса строений. Ему присвоен статус действующего музея Распространения Ислама в Поволжье.

Адрес и как добраться

Мечеть Кул-Шариф расположена по адресу: Казанский кремль, 13. На территорию комплекса существует 2 входа: через Спасскую башню и через Тайницкую. Первый работает круглосуточно, второй — до 18:00 зимой и до 22:00 летом.

Наземный общественный транспорт

Налажено транспортное сообщение со всеми районами города. При использовании наземного общественно транспорта можно доехать до:

  • остановки «Улица Батурина» (автобусы №22, 28, 89);
  • остановки «Центральный стадион» (троллейбус №2, автобусы №6, 15, 29, 35, 37, 47, 74, 75);
  • остановки «Дворец спорта» (троллейбус №7, автобусы №6, 35, 37, 47, 70).

Такси

В городе работают службы такси «Яндекс» и Gett. Для заказа нужно мобильное приложение. После указания начальной и конечной точек маршрута машина приедет через несколько минут.

Мне нравитсяНе нравится

Сеид Кул Шариф

Потомки пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), которые были в родовой линии, уходящей к его внуку Хусейну, у мусульман называются сеидами. Кул Шариф также был сеидом, его род возводился к Мухаммаду. То есть Кул Шариф – прямой потомок пророка Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха).

Современные историки недавно обнаружили и опубликовали генеалогию сеидов Шакуловых, которые были из Касимовского ханства. Литературовед М.И.Ахметзянов показал таким образом, что данная геология действительно восходит к Мухаммаду и Хусейну. Вследствие этого, Кул Шарифа причислили к сеидам.

В 15-16 веках каждое отдельное татарское ханство имело по нескoлько сеидов, и только один из них мог быть верховным. Он так и назывался – великий сеид. Судя по данным из истории, которые до нас дошли, можно полагать, что Кул Шариф, так же как и Кул Мухаммад, был крымским сеидом. Кул Шариф некоторое время проживал с сеидом Мансуром в Астраханском ханстве. Мансур был предположительно его отцом. Литературовед Ахметзянов в свое время выдвинул гипотезу, что Кул Шариф является автором сочинений «Зафернаме-и вилайет-и Казан» (1550 г.), стихотворений «Шариф Хаджитархани» и «Кул Шариф». И действительно, после того, как Кул Шариф стал главным сеидом, в русских источниках продолжали упоминать о том, что Шариф является муллой. Из всех сочинений и стихотворений было замечено, что автор очень образован, он обладал знаниями в астрономии, знал татарскую и русскую историю, интересовался государственными делами. Первое его произведение «Зафернаме-и вилайет-и Казан» можно назвать прозой, здесь довольно много поэзии.

Страшное время Кул Шарифа

Кул Шариф жил в те времена, когда Казанское ханство было в трагической ситуации, приближающейся к гибели. Поэт потрясающе описал трагедию своего народа в своей прозе «Зафернаме-и вилайет-и Казан». О Казани он говорил, что ей неоткуда ждать поддержки, никто не помогает. Только правительство Тенгри и помощь ангелов вдохновляли ее. Кул Шариф рассказывает о тяжелой ситуации всего города, о том, что сложно было обеспечить безопасность всего государства, о том, что им пришлось подписать соглашение с немусульманами. Ради благополучия народа в 1550 году Казань заключала договор с Москвой о взаимопомощи и взаимопонимании. После заключения этого договора, каждая сторона еще не раз отправляла своих послов для урегулирования конфликта.

Но в следующем году русские войска нарушают мир и вступают в бой, летом они уже обступают всю Казань. Тогда для народа Кул Шарифа начались тяжелые времена. Казанцы отправляют русским воеводам послания о мире, чтобы те утихомирили свой гнев. Эти данные до нас дошли из Патриаршей летописи. С такими требованиями к Шах Али и русским главным воеводам отправлялись мулла Кул Шариф с тюменским князем Бибарсом Растовым. Таким образом, они выполняли волю своего народа. Это видно по грамоте, которую казанцы тогда отправили Ивану Грозному. Однако послы долгое время не соглашались идти на уступки. Это следует из летописи 1551 года. Тогда завоеватели решили пригрозить, если татары не примут решение русских воевод, то придется брать их силой. И лишь после этих угроз, послы согласились и приняли условия, поставленные Москвой.

Нужно отметить, что в принятии такого решения личной вины у Кул Шарифа и Бибарса не было. Они лишь выполняли государственный долг, так как являлись дипломатами того времени.

О, Шарифи, если ты еще надеешься на лучшее,
Не уходи с этой земли,
Ибо если ты уйдешь, кто же будет сахибом города Казани?Из прозы «Зафернаме-и вилайет-и Казан»

Убийство Кул Шарифа

Кул Шариф погиб во время взятия русскими Казани в 1552 году. Философ и историк Марджани, изучив народные предания, говорит о том, что Кул Шариф и его последователи, которые объединились в некое военное подразделение, погибли героически. Ученики Шарифа были молодыми студентами, они оборонялись отступая.

Кул Шариф, их предводитель, по словам Марджани, поднялся на крышу мечети, где его и убили, и упал вниз. Вот так трагически погибла выдающаяся личность всей эпохи Казанского ханства Кул Шариф.

Именно в честь сеида Кул Шарифа была названа впоследствии одна из крупнейших мечетей в Европе, с её историей вы можете ознакомиться здесь

Султановская мечеть

Адрес: на ул. Габдуллы Тукая, 14/15

Цена билета: бесплатно

Султановская мечеть – еще один религиозный памятник на территории Казани. Он находится в центральном районе города, на Старо-Татарской слободе. Первые упоминания о мечети относятся к 1868 году. Строительство было полностью профинансировано Зиганшем Усмановым, местным торговцев. Стиль здания относится к средневековой булгаро-татарской архитектуре

Обратите внимание на внешний вид минарета – в нем присутствуют булгарские узоры

  • Мечеть имеет всего один зал, но с антресолями.
  • Это мечеть-джами – минарет состоит из 3 ярусов, он наземный.
  • Войти в мечеть вы сможете через угол, расположенный в нижней части минарета.
  • Пройти в основной зал вы сможете через небольшой переход с четырехскатной крышей.
  • Ш. Марджани провел здесь чтение первого намаза, также именно он установил «киблу», направленную на Мекку.
  • Часто можно услышать, что эту мечеть называют Усмановской – в честь мецената.

Учитывайте, что мечеть была открыта не всегда – в 1931 году из-за антирелигиозной политики советские власти закрыли ее. В ходе длительного неиспользования минарет был полностью разрушен. Только в 1990 году он был восстановлен местным мастером Халитовым, местные жители вновь начали ходить сюда. Султановская мечеть – один из наиболее важных памятников татарской архитектуры. Он построен в стиле национально-романтической эклектики.

Внутреннее убранство элементов ансамбля

Интерьеры в молельном и хозяйственно-административном пространстве – плод реализации тысячелетних ремесленных традиций татарского народа. Вам предстанут шедевры уже названных зодчих, художников (дизайнеров, мастеров росписи и специалистов по арабской вязи), резчиков по камню, граверов, кузнецов, лепщиков, краснодеревщиков и каменщиков. Многие из них явились по сути реставраторами.

Гранит, оникс, змеевик и мрамор плавно переходят в резные изгороди из алебастра (ганча или ганджа) или красиво расписанного дерева. А еще выше – в цветастые орнаменты на приделанных холстах или в позолоченную вязь исламских текстов. И по большей части перед нами предстают главные суры Корана. Они взывают к мудрости, доброте и аскезе.

В создании стекол для оконных проемов использованы витражи. Кстати, окна самого купола вырезаны в форме тюльпанов. А все из-за того, что у арабов слово «тюльпан» («лале») похоже по буквам на идиому «во имя Аллаха».

Часть интерьеров украшена сложной причудливой мозаикой (есть еще в Казани такие «прикладники»). Люстра приехала сюда из Чехии (вы увидите натуральное богемское стекло). Ковры, по которым будете ходить – подарок от правительства Ирана. Лепнину же создавала интернациональная артель узких специалистов по восточной орнаментальной пластике.

Основное здание членится на башенку для хранения Корана (сюда поднимается священнослужитель), обзорные веранды, молельных залов для мужчин и женщин, музея (он выше) и комнаты для подготовки к никаху (о нем читатель узнает дальше).

В дополнительном строении (также купольном, но одноуровневом) кроме администрации и прочего персонала пребывают штатные пожарники со всем своим нехитрым инвентарем.

Важные символы культуры


На фото скамейки и панно — важнейшие символы, связанные с культурой Татаро-Ислама. Скамейки являются наследием древнего кожевенного ремесла — татарская кожаная мозаика. Использовалась при изготовлении сапог — ичиг. Каждый кусочек вырезан по отдельному лекалу и сшит с другими особым двойным швом. Мы видим то, что было актуально вплоть до XX века. Виден мотив тюльпана. Также символ, связанный с древним источником жизни — рог барана.

Второй очень важный символ — это вечное древо жизни. Кувшин, как символ сотворения мира. Все цветы разные, есть только похожие, но не одинаковые. Каждый листочек немного отличается от других. Это все благодаря мудрости божьей, создал мир таким многообразным, что никогда в нем ничего не повторится. Ни один человек не будет копией другого, ни один день не будет повторением предыдущего. Кроме того, это мир радости: дерево цветущее, красочное

Важно уметь видеть радость и благодарить каждый день за то, что ты имеешь счастье жить в этом мире, наслаждаться его прелестями. В зале 4 панно и все разные

Музей ислама в мечети Кул Шариф

Музей находится на цокольном этаже, его экспозиция размещена в двух залах. Первый более общий, посвящен истории религии и пророков; здесь можно познакомиться с книгами об основах ислама и выставкой предметов для намаза, увидеть макет Каабы, исторические рукописи и издания Корана. Второй зал посвящен истории мусульманской культуры Среднего Поволжья, а также содержит экспозицию серебряных монет с арабской вязью, книги татарских религиозных деятелей и писателей.

Вход в Музей исламской культуры в Казани платный: 200 рублей — полный, 100 рублей — льготный билет (школьникам, студентам, пенсионерам).

Режим работы музея: ежедневно, с 9:00 до 19:30 (касса до 19:00).

Анна Кудрявцева

Особенности экстерьеров реконструированного комплекса

По откликам, все, кто оказываются в Казани, мечеть Кул-Шариф осматривают в первую очередь. Ведь это – жемчужина площади Тысячелетия. Поражает масштабом конструкций, богатством фактуры и тектоники фасадов. Текстурой отделочных материалов, а также яркими цветовыми сочетаниями, создающими атмосферу некоей свежести (об этом ниже).

На данный момент вас ждут запоминающиеся достопримечательности. 6 минаретов высотой 58 метров (в 1996 г. они были самыми высокими в РФ, теперь такая слава перешла к мусульманскому храму в городе Грозный). Кстати, площадь, которую занимает суннитский собор, равна 10000 квадратных метров.

У главной религиозной обители свой двор. Он находится все в той же (западной) части Кремля. Ландшафтно связан с бывшим Юнкерским училищем (к тому ведет парадная лестница). Внутри основное здание, располагающее двумя пристроенными к нему полупавильонами. Четыре башни встроены по углам. Две поодаль. По разным сторонам.

Имеется также хозяйственно-административная постройка. Стилистика у всех элементов ансамбля единая – «ханафитская». Кроме того, она пересекается с канонами татарского (правильнее говорить, булгарского) гражданского строительства. Достаточно посмотреть на все здания Кремля. Каждый вышестоящий уровень меньше, но имеет больше граней.

Что касается материалов отделки, использовано эффектное сочетание ослепительно белого мрамора (при ярком солнце розоватый оттенок почти не заметен) и элементов бирюзового оттенка.

Упомянутые цвета олицетворяют у ханафитов непорочность и строгое следование букве Корана. Бирюза заменяет ритуальный зеленый цвет (ведь она погранична по отношению к голубому и изумрудному). Что касается дизайнеров, то для них такие тона – лучший способ передать ощущение чистоты и свежести. И оно есть!!!

Нижние уровни и поверхность сотворены из живописного по текстуре гранита. Венчают основную конструкцию традиционные для всех исламских направлений шпили и купол (кстати, последний изображает аутентичную шапку татар…). 2 роскошных балкона созданы специально в целях панорамного обзора (ведь сооружение изначально задумывалось для туристов). Арочные порталы и окна стрельчатые. Весьма высокие.

Наконец, на некоторых этажах использованы оникс и змеевик. Большинство пород добывали на Урале. В Казани «Голубая мечеть» (так прозвали культовое сооружение в народе) имеет внушительную высоту подкупольного пространства – оно составляет целых 39 метров. Для сравнения – купол кончается на страте 13-го этажа гражданского здания.

Бронзовые надписи фасада цитируют различные исламские мудрости. В качестве шрифта использована арабская вязь (так прописал единый закон для всех школ мусульманского зодчества).

Над буквами расположена изящная кованая изгородь (на крыше полупавильонов, считающихся первым уровнем). В здешних помещениях использовано много граней. Бросаются в глаза резные элементы П-образных фризов, кантующих все порталы.

В двух шагах протекает живописная извилистая река Казанка. От берега вас поднимает тротуар с поребриком из мрамора, где установлены современные светильники. Описанное пространство рассчитано на одновременное пребывание 1,5-2 тысяч верующих. На площадке перед зданием свободно встанут еще 10000 человек!

Тротуарная плитка с зелеными и красными узорами символизирует административную атрибутику Республики Татарстан. В наличии у каждого строения подсветка, придающая мечети эффектный облик даже в темное время суток. Зеленое убранство состоит из цветников, ухоженного газона, подстриженных деревьев.

Что сегодня

Современный Казанский Кремль занимает площадь более 12 га, обрамлен белизной величественных стен, протяженностью около 1800м. Комплекс состоит из 8 башен, две из которых проездные. Грандиозная Спасская башня является парадным въездом, построенная на месте главных входных ворот татарской крепости. Первоначально она была двухъярусной и имела восьмигранные ярусы. С северной стороны к ней присоединялась Спасская церковь, название которой и дало имя будущему строению. Под колокольней висел набатный колокол. В восемнадцатом веке на башню установили необыкновенные часы, которые представляли собой вращающийся циферблат с неподвижной стрелкой. В настоящий момент циферблат электронный, в ночное время он озаряется роскошным малиновым цветом. Спасская башня по праву считается одним из наиболее известных казанских достопримечательностей, потому что именно здесь проводились самые значимые экспозиции мирового масштаба. В сочетании со рвами и башнями, проект был и остается уникальным военно-инженерным сооружением. Здесь можно было увидеть русские знамена, ядра, пушки и т.п. Сегодня кремлевское подножие украшает яркий зеленый ковер, гармонично подчеркивающий ослепительную белизну памятника. Каждый камень хранит множество тайн истории.

Особое место в композиции занимает и Тайницкая башня, являющая собой особый дух, дух древности и загадочности. В ней был подземный ход, по которому Ханский двор снабжали провизией, но когда русские обнаружили его, то взорвали его, не оставив потомкам исторической реликвии. Благодаря тому, что архитектор постарался на славу, даже в летний зной ее своды хранят прохладу.

Башня Сююмбике – это тоже часть комплекса, которая служила парадным въездом во дворец. В дореволюционное время она была резиденцией губернатора, а сегодня – апартаментами Президента Республики. Неподалеку от президентского дворца расположен Благовещенский собор, заложенный Иваном IV. Его украшает искусная ризница, роспись, фрески и скульптурные композиции.

Один из наиболее значимых и величественных архитектурных сооружений является Кул-Шариф. Это особое напоминание о самой красивой мечети ханства. Ее главный купол создан в форме знаменитой казанской шапки небесно-голубого цвета, что придает строению особого национального колорита и самобытности.

История старой мечети

С середины XV до середины XVI веков в Среднем Поволжье существовало могущественное феодальное государство – Казанское ханство. Его жители исповедовали ислам суннитского толка, а в столице – красавице-Казани было несколько мечетей. Главный храм выделялся большими размерами, роскошной отделкой и имел 8 высоких минаретов.

Мечеть Кул-Шариф с высоты птичьего полёта

По традиции, главой мусульманского духовенства становился сеид – человек, который принадлежал роду потомков пророка Мухаммеда. После хана он имел статус второго должностного лица государства. В середине XVI столетия сеидом Казани был уважаемый всеми верующими Кул Шариф. Образованный имам писал стихи, вел переговоры и занимался религиозным просвещением. Татары с почтением называли его «амиром» или прославленным героем.

К середине XVI века богатое ханство потеряло былую мощь, и его история приближалась к закату. Для татар наступали тяжелые времена. В 1550 году ханство заключило мирный договор с Русью, однако вскоре отношения между двумя государствами ухудшились.

Вид мечети Кул-Шариф от торгового центра Пирамида

Когда русские воины осадили Казань, жители города отправили на переговоры тюменского князя Бирбараса и имама Кул Шарифа. Условия соглашения были очень невыгодными для татар, но им пришлось согласиться.

Осенью 1552 года войска царя Иоанна IV Грозного атаковали Казань. Имам возглавлял оборону одной из частей города, но силы были неравными. Он погиб вместе со своими бойцами. По одной из татарских легенд, Кул Шарифа убили на крыше главной мечети, а потом тело имама сбросили вниз.

Вид мечети Кул-Шариф с Преображенской башни Казанского кремля

После штурма улицы Казани охватил опустошительный пожар, все мусульманские храмы были разрушены. Так в огне и дыму закончился век старой мечети. Территории, которые раньше принадлежали Казанскому ханству, отошли русским, а местных жителей стали обращать в православную веру.

Выводы

Это самое высокое здание комплекса Кремля. Оно названо в честь национального героя и пользуется невероятно популярностью. Ранее, достопримечательность выглядела иначе. Сейчас она имеет другое обличие, так как была заново восстановлена после атак царя. Воссоздание святого места началось в 1996 году. Этот процесс шел до 2005г. Открытие было приурочено к юбилею города. Был организован большой праздник. Ансамбль имеет глубокий художественный и духовный смысл, который помогает совместить два вероисповедания – ислам и православие. Композиция является симметричной и смотрится величаво. Мечеть находится в самой центральной точке комплекса. Она умело дополняет несколько сдержанный мемориальный комплекс. Над интерьерами работал А.Г. Саттаров. Отделка произведена с применением гранита и мрамора. Люстра из роскошного цветного стекла подчеркивает презентабельность декора. Богатое оформление пространства поддерживает значимость и величие обители. В оформлении использовались уникальные материалы и технологии. Даже пожарная часть полностью гармонирует с общей стилистической задумкой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector