Кремль в нижнем новгороде

Щёлоковский хутор

Атмосферный музей деревянного зодчества посреди лесопарка

56.274, 44.011 ул. Горбатовская, 41, hutor-museum.ru

Музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья открылся в Горьком в 1973 году. Из названия понятно, что планы были большие: не только архитектура, но и быт, не только русских, но и других народов — марийцев, мордвы, татар. Планы, увы, так и остались планами, и музей хоть и пополнялся экспонатами, но очень медленно. По сути, он не завершен: сейчас в нем представлено зодчество некоторых северных и одного централь­ного района области — и нет ничего из южных. Но все-таки этот скансен  Скансен — этографический музей под откры­тым небом; по имени первого подобного музея, открытого в Стокгольме в 1891 году. — называется он теперь архитектурно-этнографическим музеем-заповедником «Щёлоковский хутор» — получился очень интересным благодаря действи­тельно выдающимся экспонатам и местоположению: он со всех сторон окру­жен современным городом, но надежно изолирован от него в обширной лесопарковой зоне. Раньше это была загородная и довольно уединенная местность, которую называли Махотинским хутором — в честь первого хозяина Антона Махотина, нижегородского полицмейстера и героя Отечественной войны 1812 года, в которой он потерял правую руку. Потом, по одной версии, эти земли купил бакалейщик Щёлоков, а по другой — здесь была толстовская колония, основанная уездным статистиком Д. Ф. Щёлоком. Так или иначе, хутор стал Щёлоковским.

Нижегородский Государственный Художественный Музей

Нижегородский государственный художественный музей является одним из старейших региональных музеев России. Инициаторами создания музея являются профессор Академии художеств Николай Андреевич Кошелев и исторический живописец Андрей Андреевич Карелин, которые и заложили основу его собрания. Официальное решение о создании музея было принято на заседании Нижегородской думы 14 июля 1894 года, на котором городские власти решили объединить вновь создаваемый художественный музей с уже существовавшим историческим «Петровским домиком». Уже через два года 25 июня (7 июля) 1896 года состоялось торжественное открытие музея в Дмитриевской башне кремля и ыбло приурочено к Всероссийской художественно-промышленной выставки, проходившей в Нижнем Новгороде. Объединенный музей получил название «Нижегородский Городской Художественный и Исторический музей», но в 1934 году произошло его официальное разделение на два самостоятельных учреждения. В настоящее время экспозиция музея располагается в двух зданиях, являющихся памятниками архитектуры и градостроительства федерального значения: в Доме военного губернатора (Кремль, корпус 3), построенного в 1837-1841 по проекту архитектора И.И. Шарлеманя и в Доме купца Д. В. Сироткина (Верхне-Волжская набережная, дом 3), построенного в 1913-1916 по проекту архитекторов братьев Весниных.

Первоначально коллекция музея пополнялась за счет даров Академии художеств и частных пожертвований. Она состояла из живописных полотен, подаренных Н. А. Кошелевым и А. А. Карелиным, а также известными петербургскими и московскими художниками И. Е. Репиным, К. Е. Маковским, А. П. Рябушкиным, участниками Общества исторической живописи и Императорской Академией художеств, приобретавшей произведения отечественных мастеров для провинциальных музеев. После революции 1917 года источниками поступления экспонатов стали национализированные дворянские собрания (Шереметевых, Орловых-Давыдовых, Абамелек-Лазаревых и др.), Государственный музейный фонд, Государственная закупочная комиссия. Значительное число произведений было приобретено самим музеем. Большую помощь в пополнении коллекции оказал Максим Горький, благодаря которому в коллекцию вошли картины Б.М. Кустодиева, Н.К. Рериха, М.В. Нестерова и др. На сегодняшний день музей насчитывает более 12 тысяч произведений отечественного и зарубежного искусства, среди которых памятники национального и мирового значения. Гордостью музея являются произведения русских живописцев XVIII-XIX вв., коллекция древнерусского искусства, которая включает в себя иконы XIV-XIX вв., лицевое шитье, художественное серебро, книжную миниатюру. В музее проходят не только экскурсии, но и культурно-просветительская работа — лекции, изостудии, мастер-классы и песочное шоу, игровые театрализованные программы.

Музей располагает в двух зданиях. Адрес № 1:  603082, Нижний Новгород, Кремль, корпус 3.Адрес № 2:  603005, г. Нижний Новгород, Верхневолжская набережная, 3.Телефон: (831) 439-13-73; (831) 439-15-40.Проезд: ост. «Площадь Минина и Пожарского», любой вид наземного транспорта.Режим работы: Ежедневно с 11.00 до 18.00, четверг с 12:00 до 20:00. Выходной день: вторник.Директор:  Гаврилова Мария Юрьевна.

Арсенал

Центр современного искусства в кремлевских оружейных складах

56.3281, 44.0065 Кремль, 6, arsenal-museum.art

Арсенал в Нижегородском кремле был построен в 1841–1843 годах по приказу Николая I как часть нового парадного ансамбля — вместе с Домом военного губернатора (ныне Художественным музеем) и Спасо-Преображенским собором, взорванным в 1929 году. Возвели Арсенал рядом с Пороховой башней, в которой до того хранили бое­припасы; за основу взяли столичные склады — получился кусочек классици­стического казарменного Петербурга в древней волжской крепости. В нем держали не только оружие, но и «мундирные и аммуничные вещи» для запасных войск 6-го пехотного корпуса, а в советское время разместили картографи­ческий архив Министерства обороны. В своей новейшей истории Арсенал превратился в важную площадку для выставок современного искусства; с 2020 года ее передали в ведение ГМИИ имени Пушкина.

Галерея Futuro

Современное искусство в эффектных интерьерах и отдельная галерея в маленькой нише

56.3296, 43.9945 ул. Рождественская, 6, 2-й этаж, futurogallery.ru

Основанный Владимиром Пановым и Михаилом Маркевичем проект «Еда и культура» много сделал для развития в Нижнем Новгороде гастрономической культуры — а также для культуры в целом. Холдинг, например, долгое время издавал газету «Селедка», в которой город осмыслялся с разных сторон его прошлой и настоящей жизни. Галерея Futuro тоже их начинание. В ней выстав­ляют молодых художников в диапазоне от индустриального пейзажиста Павла Отдельнова до поп-панка Паши Бумажного, и выглядит это всегда эффектно — в зале с лепными интерьерами XIX века, которые, кажется, с того самого века не обновлялись.

Этот дом на Рождественской был построен канатным фабрикантом и город­ским головой Федором Переплетчиковым, благодаря которому Макарьевскую ярмарку перенесли не в Москву или Ярославль, а в Нижний Новгород. В своем завещании он отдал здание городу — с условием, чтобы прибыль от аренды направлялась богоугодным заведениям и неимущим. Здесь был постоялый двор, в котором в 1867 году останавливался англичанин Чарльз Латуидж Доджсон, он же Льюис Кэрролл. Потом — городской общественный банк. В начале XX века сверху надстроили третий этаж, а фасад переоформили в стиле модерн. В советское время здесь были коммунальные квартиры, клуб водников и техотдел Авто­строя, с которого начинался Автозавод. Наконец — кинотеатр имени Маяков­ского (улица тогда тоже носила имя поэта).

В бывшие квартиры на третьем этаже можно попасть — там находится мастер­ская, где работают резиденты галереи, в том числе Иван Серый, который открыл в Futuro, наверное, самую маленькую в мире галерею — Futuro Minor: это застекленная ниша в стене, в которой Иван устраивает выставки своих знакомых художников. Futuro Minor напоминает миниатюры самого Ивана, которые он размещал в стенах нижегородских домов на месте выпавших кирпичей: небольшие комнатки с обитателями вроде астронома или бабушки в кресле-качалке. Практически все его работы на улицах, к сожалению, утра­чены; есть версия, что это дело рук тайного коллекционера. Осталась одна «Рогатка» в стене дома № 6 по Холодному переулку.

Мультимедийная выставка «Россия — моя история» на нижегородской ярмарке

Масштабный проект «Россия — Моя история» охватил всю страну. Практически в каждом крупном городе были открыты удивительные мультимедийные выставки, рассказывающие о важных моментах истории нашей страны с древнейших времен до современности.

Нижний Новгород тоже стал участником проекта. В историческом комплексе города Нижегородская ярмарка, в Главном ярмарочном доме и расположился мультимедийный музей.

На кого рассчитана

Выставка рассчитана на всех и каждого. В павильонах будет интересно как взрослым, так и детям. Теперь история России сошла со скучных страниц учебников и превратилась в яркое, увлекательное действие, которое можно в буквальном смысле ощутить вокруг себя.

Выставку «Россия — моя история» может посетить любой желающий.

Что можно увидеть на мультимедийной выставке

Панорамные экраны, сенсорные панели, 3D-модели и многое другое можно увидеть, посетив интерактивный проект «Россия — Моя история». Мультимедийный парк имеет 5 разделов.

К ним относятся:

  • история периода Рюриковичей;
  • история правления Романовых с 1613 по 1917 гг.;
  • «От великих потрясений к Великой Победе. 1917-1945 гг.»;
  • история России с 1945 по 2016 гг.;
  • непосредственно история родного края — краеведческий музей, экспозиции которого позволят познакомиться с историей Нижнего Новгорода еще с геологических времен.

Стоимость посещения

На каждую из тематических выставок необходимо покупать 1 билет. Цена на 1 посещение составляет 250 руб. Детский билет — 50 руб., а билет для студентов и пенсионеров 100 руб.

Экскурсия в краеведческий блок обойдется несколько дешевле — 50 рублей для всех возрастных категорий.

Для тех посетителей, кто хочет побывать на всех тематических экспозициях, существует единый абонемент, его цена для взрослых составляет 1000 руб., вход для пенсионеров и студентов — 600 руб., а детский билет обойдется в 300 руб.

Часы работы мультимедийной выставки

Режим работы Мультимедийного парка следующий: выходной — понедельник, в остальные дни посетить исторический парк можно с 10.00 до 19.00. Часы работы кассы с 10.00 до 18.00.

Мне нравитсяНе нравится

Музей-квартира Андрея Сахарова

Законсервированный фрагмент поднадзорной жизни в позднем СССР

56.2324, 43.9506 просп. Гагарина, 214, sakharovmuseum.ru

Среди предков Андрея Сахарова, одного из создателей советской водородной бомбы, были священники, служившие в Нижегородской губернии — в Арзамасе и Арзамасском уездах. Сам он прожил в Горьковской области, в Сарове  В 1966 году название города Сарова, центра советского атомного проекта, было изменено на Арзамас-16.., 18 лет. Его отстранили от работ в этом секретном городе в 1968 году, после того как в The New York Times вышла его статья «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллек­туальной свободе». А в 1980 году, после выступлений против ввода советских войск в Афганистан, ученого отправили в ссылку в Горький — и почти семь лет он прожил под спецнадзором в городе, где учился его дед, адвокат и просвети­тель Иван Николаевич Сахаров. 18 мая 1991 года в квартире, где жил Андрей Дмитриевич, открылся музей.

Нижегородская радиолаборатория

Увлекательная история отечественной радиотехники

56.3295, 44.0138 Верхне-Волжская наб., 5, www.nrl.unn.ru

Экспозиция этого специализированного музея, размещенная на довольно ограниченном пространстве, сделана так, что даже бесконечно далекий от внутреннего устройства радиоприемников (а также телевизоров и мобиль­ных телефонов) человек за какой-нибудь час получает вполне внятное представление о том, как все это работает — и как связано с Нижним Новгородом.

Нижегородская радиолаборатория была создана декретом Ленина в 1918 году, когда советская республика столкнулась с необходимостью импортозамеще­ния: радиолампы были импортными, французскими, очень дорогими — и ненадежными. За пару лет до того радиотехник Михаил Бонч-Бруевич, стоявший у истоков лаборатории, уже сделал свою собственную лампу, которую прозвали «Бабушкой», но ее требовалось еще усовершенствовать, а главное — наладить производство; в Нижнем, где находилось несколько заводов с развитой металлообработкой, были все необходимые условия. Уже к следующему году задачу выполнили: началась серийная сборка радио­лампы ПР-1 — до тысячи штук в год, — но интенсивная научно-техническая работа на этом не закончилась. Именно из Нижегородской радиолаборатории была произведена в 1919 году первая в России передача по радио человеческого голоса (а не сигналов азбуки Морзе). Благодаря нижегородским приборам в 1922 году с московской Шуховской башни — Центральной радиотелефонной станции — был передан первый радиоконцерт, который положил начало регулярному вещанию. А в 1923 году Бонч-Бруевич сделал сверхмощную по тем временам (25 кВт) лампу по образцу самовара — с водяным охлаждением. В 1928 году лабораторию объединили с ленинградской в Центральную радио­лабораторию Треста заводов слабых токов. В Нижнем на ее базе была образо­вана Центральная военно-индустриальная радиолаборатория, из которой вырос завод имени Фрунзе, который до сих пор занимается, что называется, изделиями специальной тематики (хотя выпускает и гражданскую продукцию тоже).

История Нижегородского кремля

Впервые Нижегородский кремль упоминается в 13 веке, когда владимиро-суздальский князь Георгий Всеволодович сделал деревянную постройку внутри дединца – части города, обнесенной высоким частоколом. Деревянная крепость стала форпостом владимиро-суздальских князей в Поволжье, они начали контролировать торговлю и продвигаться дальше по Поволжью.

В 1374 году деревянный кремль был заменен белокаменной постройкой. Она значительно превосходила в размерах первоначальный вариант. К 16 веку нижегородская земля стала отдельным княжеством, граничащим с грозным противником Руси — Казанским ханством. Нижний Новгород стал местом сборов перед военными походами на Казань и отражения набегов татар.

Изменившиеся условия потребовали укрепления Нижегородского кремля. Новая закладка датируется 1508 годом, завершено строительство было в 1516 году. Деревянный кремль сгорел во время пожара 1513 года. Строительство каменного сооружения проводилась по передовым для того времени технологиям, руководил процессом итальянский архитектор Пьетро Франческо.

Он применил в строительстве крупный красный кирпич на известковом растворе и белый камень. Более 2 км толстых стен выдерживали удары артиллерии, которая только-только начала применяться в сражениях. Более 2 км стен высотой до 15 м огораживали 22,7 га территории. С наружной стороны стены Нижегородского кремля были укреплены рвами глубиной до 5 м, что затрудняло подступ к кремлю. Помимо верхних бойниц, в районе рва располагались нижние бойницы. 13 башен (8 глухих и 5 проезжих) высотой 30 м располагались таким образом, что защитники могли беспрепятственно поразить огнем врага.

Новинкой в строительстве был каменный мост перед главной Дмитриевской башней. Ворота невозможно было открыть с наружной стороны. За все время существования Нижегородский кремль ни разу не был взят.

В 1552 году Казань была завоевана русскими князьями. Начиная с середины 16 века, оборонительное значение кремль утратил и начал ветшать. Военная угроза со стороны татар миновала, в конце 18 века был проведен ремонт, в результате которого башни перестроили: зубцы понизили, а стены лишились двускатной крыши. С тех пор атмосферные осадки беспрепятственно разрушали каменную кладку.

В 19 веке Нижегородский кремль использовался для нужд чиновников. Рвы, защищающие фундамент от грунтовых вод, были засыпаны. Высота кремля уменьшилась на 4 м, грунтовые воды стали вымывать кладку. Тем не менее, кремль побелили, а крышу перекрасили – стала красная. Из него сделали административный центр города. В Дмитриевской башне размещался историко-художественный музей. Она была перестроена, расширена. На открытии музея присутствовал сам Николай II.

После прихода к власти большевиков стены вновь перекрасили в красный цвет. Все соборы, за исключением Архангельского, снесли, а на их месте воздвигли административные здания. В годы Великой Отечественной войны несколько башен было разобрано, на их месте установили зенитные пулеметы. Благодаря этому нацистским летчикам не удалось бомбить город.

После войны кремль был в плачевном состоянии. Почти все строения разрушились, стены обветшали. Реставрационные работы продолжались с 1949 по 1951 год. С 1958 года Нижегородский кремль включен в состав нижегородского историко-архитектурного музея-заповедника. В 2012 году проведена еще одна очередь реставраций.

Башни Нижегородского кремля

Всего Нижегородский кремль насчитывает 13 башен, из них пять — квадратных с воротами и восемь круглых. Их высота составляет от 18 до 30 метров, между собой они связаны крепостной стеной, ширина которой доходит до пяти метров, а высота — от 12 до 22 метров.

  • Центральной является самая древняя Дмитровская башня, названная по имени Нижегородского князя Дмитрия Константиновича, по другой версии она названа в честь святого великомученика Дмитрия Солунского. От нее в западном направлении идут следующие башни:
  • Кладовая, служившая складом и называемая также Круглой и Алексеевской, поскольку рядом находилась посадская Алексеевская церковь
  • Никольская башня, расположенная рядом с церковью Николая Чудотворца
  • Коромыслова получила свое название в честь девушки с коромыслом, похороненной, согласно легенде, под этой башней
  • Тайницкая башня, рядом с которой находился тайный ход к речке Почайне, также она называлась по имени церкви Жен Мироносиц Мироносицкой
  • Северная башня располагалась севернее других башен, также ее называли Ильинской по находящейся напротив нее посадской церкви Ильи пророка
  • Часовая — сторожевая башня с установленными на ней в XVI веке часами
  • Ивановская — рядом с ней находится церковь Иоанна Предтечи
  • Белая — круглая четырехъярусная башня, имеющая белую облицовку в нижней части, также названная Симеоновской по названию Симеоновского монастыря, расположенного внутри кремля рядом с ней
  • Борисоглебская названа по имени церкви в честь святых Бориса и Глеба, находящейся у берега Волги
  • Зачатьевская получила свое название по имени Зачатьевского монастыря
  • Георгиевская квадратная четырехъярусная башня расположена рядом с посадской Георгиевской церковью
  • Пороховая башня использовалась для хранения пороха, позже ее стали называть Спасской по названию расположенного по соседству Спасского собора.

Музей городского электротранспорта

Исторические трамваи и троллейбусы в депо посреди фруктового сада

56.3015, 44.048 ул. Генерала Ивлиева, 1, трамвайное депо № 1

В России очень мало музеев городского транспорта, и нижегородский — из са­мых интересных. Хотя бы потому, что Нижний Новгород — один из первых городов в Российской империи, где появился электрический трамвай (а на тер­ритории современной Российской Федерации — самый первый из работающих ныне). Официально музей называется Музеем истории муниципального пред­приятия «Нижегородэлектротранс», а находится на территории действующего депо № 1. Экспонаты — трамваи и троллейбусы — выставлены на улице, и можно видеть, как рабочие вагоны выходят рядом с ними на маршруты или обкатку. Раньше это депо находилось в кремле, а на улицу Генерал Ивлиева его перевели в 1969 году. Тогда же по инициативе его директора Констан­тина Лепилина между путями был высажен фруктовый сад, так что трамваи движутся среди яблонь и слив.

Трамваи появились в Нижнем благодаря Всероссийской художественно-промышленной выставке 1896 года, многое изменившей в городе. Причем тогда ввели сразу четыре линии трех разных владельцев. Первой открылась в мае Кунавинская линия немецкой компании «Сименс и Гальске», она шла от выставки через Нижегородскую ярмарку до плашкоутного моста через Оку, а в июне перебралась через него до Похвалинского элеватора, то есть фуни­кулера (он, как и Кремлевский элеватор, появился в 1896-м). Вторая линия, товарищества Подобедова, находилась на территории выставки: трамваи ходили по кольцу и были без пантографов, ток поступал снизу. И еще две линии были проложены в самом городе, в верхней и нижней его части, компа­нией Рафаила фон Гартмана. Подобедовская и сименсовская линии были временными, но вторая стала потом частью гартмановской системы. Уже в сле­дующем, 1897 году Гартман продал линии «Русскому обществу электрических дорог и электрического освещения». Ходили по ним вагоны, которые потом стали называть «Эрликонами» и связывать с одноименной швейцарской фир­мой. Но местный краевед Михаил Хорев выяснил, что, скорее всего, сделаны они были в немецком Нюрнберге. Два «Эрликона», моторный и прицепной, можно увидеть в музее: они не оригинальные, это реплики, сделанные для фильма Глеба Панфилова «Мать», который снимался в Горьком. Подробно об истории нижегородского электротранспорта рассказывает богато доку­ментированная экспозиция, которой отдано большое помещение в админи­стративном здании депо.

Официальный сайт Нижегородского кремля

Кремль является частью Нижегородского государственного историко-культурного музея-заповедника www.ngiamz.ru.

В настоящее время Нижегородский кремль является административным и культурным центром города, здесь расположены здания Правительства и Законодательного собрания Нижегородской области, а также музеи и Кремлевский концертный зал.

Нижегородский кремль — это уникальный исторический памятник, его территория является заповедным местом, а укрепления — башни и стены находятся в ведении Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника и являются объектом культурного наследия федерального значения.

Стоимость билетов в Нижегородский кремль в 2021 г.

Вход на территорию кремля бесплатный. Билеты необходимо покупать только если Вы захотите посетить выставки музея и крепостную стену.

  • Единый билет на посещение крепостной стены, всех выставок и смотровых площадок

    • Для взрослых граждан РФ — 500 рублей
    • Для студентов и пенсионеров — 350 рублей
    • Для школьников — 250 рублей
  • Прогулка по крепостной стене от Дмитриевекой до Ивановской башни, а также выставки в Дмитриевской, Никольской, Ивановской башнях, смотровая площадка в Тайницкой башне

    • Для взрослых граждан РФ — 250 рублей
    • Для студентов и пенсионеров — 200 рублей
    • Для школьников — 150 рублей
  • Прогулка по крепостной стене от Ивановской до Зачатской башни и выставки в Ивановской и Зачатской башнях

    • Для взрослых граждан РФ — 100 рублей
    • Для студентов и пенсионеров — 70 рублей
    • Для школьников — 50 рублей
  • Прогулка по крепостной стене от Зачатской до Дмитриевской башни, выставки в Зачатской и Дмитриевской башнях, смотровые площадки в Борисоглебской и Георгиевской башнях

    • Для взрослых граждан РФ — 250 рублей
    • Для студентов и пенсионеров — 200 рублей
    • Для школьников — 150 рублей
  • Выставка в Ивановской башне «Подвиг народного единства»

    • Для взрослых граждан РФ — 100 рублей
    • Для студентов и пенсионеров — 70 рублей
    • Для школьников — 50 рублей
  • Выставка в Никольской башне

    • Для взрослых граждан РФ — 100 рублей
    • Для студентов и пенсионеров — 70 рублей
    • Для школьников — 50 рублей

Русский музей фотографии

Собрание снимков и аппаратов в доме, чья история связана с двумя великими мастерами отечественной фотографии

56.3345, 43.974 ул. Пискунова, 9а, fotomuseum.nnov.ru

В Нижнем Новгороде жили два выдающихся фотографа, которые сильно повлияли на становление русской фотографии в целом: Андрей Карелин и Максим Дмитриев. Карелин в 1873 году завел себе мастерскую на улице Осыпной (ныне Пискунова), где на втором этаже был устроен фотопавильон со стеклянной стеной. В 1879 году к нему на работу поступил Дмитриев, впоследствии открывший собственное дело и уехавший из города. Но в 1886 году, вернувшись в Нижний, он открыл свое ателье в помещении на Осыпной, откуда Карелин уже съехал. Поэтому логично, что именно в этом доме в 1992 году открылся Русский музей фотографии, первый фотографи­ческий музей в России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector